«По уровню цен на квартиры Крым значительно выигрывает по сравнению с Сочи» - «Новости регионов»
Источник: Известия
Сейчас в Крыму один самых низких уровней ставок по ипотеке — на вторичку без льготных программ они начинаются с 14,9%. Об этом в интервью «Известиям» рассказал председатель правления РНКБ Михаил Якунин. При этом большой популярностью пользуются льготные программы. Ипотеку на новостройки стоило бы точечно продлить в некоторых регионах, включая Крым, после июля этого года, но по более высокой ставке, считает Михаил Якунин. Это поможет поддержать строительство. Он добавил: по уровню цен на квартиры полуостров сейчас значительно выигрывает, например, по сравнению с Сочи. Однако, как только логистика улучшится, стоимость на недвижимость вырастет. Поэтому в Крым сейчас выгодно инвестировать, уверен он.
«В Крыму один самых низких уровней ставок по ипотеке»
— Как изменился объем выдачи кредитов, ипотеки в вашем банке в этом году?
— В этом году мы видим феноменальный рост. За первые пять месяцев РНКБ выдал 18 млрд рублей ипотеки, что в полтора раза больше, чем в 2023-м. Очень большой популярностью пользуются льготные программы — это семейная, IT-программа, сельская ипотека. При этом рынок Крыма очень популярен не только среди крымчан, но и по всей материковой части России.
— По ипотеке какие ставки сейчас предлагают в Крыму? Насколько они выше или ниже по сравнению с другими регионами?
— В Крыму один самых низких уровней ставок по ипотеке. Например, жилищный кредит на вторичку без льготных программ начинается с 14,9%. Кроме этого, у нас есть скидки для клиентов, кто покупает квартиры у застройщиков партнеров. В то же время работают и льготные госпрограммы.
— Вы ожидаете дальнейшего роста по выдачам ипотеки в этом году?
— Да, старт очень хороший. Понятно, что ведутся обсуждения по поводу сворачивания льготных ипотек, но мы всё равно ожидаем существенный прирост в этом году. Тем более что Крым — это уникальное место с точки зрения отдыха.
— Как вы считаете, стоит ли сохранить льготную ипотеку на новостройки под 8% в Крыму?
— Мы слышим разные мнения. Есть позиция, что программа уже себя исчерпала и поставленные цели по ней уже достигнуты. На наш взгляд, имеет смысл продлить эту ипотеку, возможно по более высокой ставке, потому что получается большая нагрузка на бюджет. Для строительной отрасли это очень важно, а мы финансируем порядка 80% квартирной стройки в Крыму. Это весомый сектор экономики региона.
— Продлевать программу нужно именно точечно, в отдельных регионах, включая Крым, или по всей стране?
— Мне кажется, здесь нужно смотреть именно региональный разрез. Есть субъекты, где такая поддержка не требуется. Однако стоит помнить, что в Крыму до 2014 года практически не велось массового строительства жилья. При этом сейчас спрос значительный. Тем более что уровень цен на полуострове существенно ниже, чем в других курортных регионах.
— А какую ставку стоило бы сделать, если продлевать программу точечно?
— Здесь нужно делать расчеты исходя из возможностей бюджета. Понятно, что ставка должна быть ниже ключевой, потому что ее нынешний уровень можно считать запретительным для ипотеки.
Мы уже сейчас выдаем жилищные ссуды по ставке ниже ключевой, понимая, что в долгосрочной перспективе она будет снижаться, и мы всё равно на этом заработаем. Но если будет дополнительное субсидирование, то можно будет еще шире развить программу.
«Как только восстановится логистика, цены на квартиры вырастут»
— Как сейчас обстоят дела на рынке недвижимости в Крыму с учетом непростой логистики и геополитической ситуации в целом? Есть ли какие-то сложности?
— Логистика стала сложнее, но с другой стороны и интереснее. Многие, кто ездят, путешествует через Краснодарский край, например, останавливаясь на винодельнях. Для них это получается целая экскурсия. При этом путь до Крыма уже занимает существенно больше времени, это правда.
Но все понимают, что рано или поздно ситуация нормализуется. При этом по уровню цен на квартиры Крым значительно выигрывает, например, по сравнению с Сочи. Сейчас можно купить недвижимость, апартаменты на берегу, на первой линии за вполне разумные деньги. И как только восстановится логистика, цены на квартиры вырастут. Поэтому в Крым сейчас выгодно инвестировать.
— Рост цен на недвижимость в Крыму сейчас тоже ниже, чем в других регионах?
— Мы стартовали с низкой базы, поэтому цены, конечно, растут. Например, если два года назад я видел некоторые проекты на первой линии по 120 тыс. рублей за квадратный метр, то их стоимость уже составляет по 250 или даже 300 тыс. за метр. Но это всё равно существенно ниже, чем в других регионах курортного отдыха.
— РНКБ активно работает в направлении проектного финансирования, как растет портфель по сравнению с прошлым годом? Спрос на финансирование строительства сохраняется?
— Да, мы активно наращиваем объемы. Мы держим порядка 80% рынка, накопленный портфель уже превысил 115 млрд рублей. При этом с начала года мы подписали уже десятки проектов на строительство новых домов.
«Рынок транспорта «обелился», 95% транзакций происходит в безналичной форме»
— И хотели бы поговорить по поводу объединения с ВТБ? Какие преимущества вы уже видите от объединения?
— В первую очередь это увеличение объемов кредитования. У нас есть ограничения по нормативам на одного заемщика, а с таким большим капиталом, как у ВТБ, мы сможем финансировать очень крупные проекты в Крыму.
Есть и другие плюсы. Например, мы объединили банкоматные сети, организовали переводы без комиссий и уже развернули, например, продажи продуктов пенсионного фонда ВТБ НПФ. Рынок Крыма не такой большой, и создавать отдельную структуру было бы нецелесообразно. Запланирован и ряд других продуктов, это расширит спектр предоставляемых услуг.
— Мы знаем, что РНКБ реализует цифровые проекты в Крыму, первым направлением был транспорт. Каковы его результаты и дальнейшие планы по развитию в этом направлении?
— Это уникальный проект, мы реализуем его с 2018 года, он называется «Цифровая среда». Он затрагивает не только транспорт, но и ряд других областей. Самое главное, что этот проект во многом перевернул рынок транспорта в Крыму. Несколько лет назад, он был частично в серой зоне, и можно было практически использовать только наличные. Теперь рынок транспорта полностью «обелился», и 95% всех транзакций происходит в безналичной форме.
Мы создали среду, где ключом доступа стала банковская карта. Можно использовать и часы, а в дальнейшем мы собираемся ввести оплату по лицу. Сейчас практически вся информация, например, о льготниках находится на сервере. При этом есть онлайн связь с этой базой.
Правительство Крыма может установить новую льготную категорию (например, для медиков во время пандемии). И на следующее утро все люди, которые под нее подпадают, смогут проехать бесплатно, просто прикладывая свою банковскую карту. Это очень гибкая и универсальная система. Сейчас мы распространяем ее и на другие сферы жизни, например, на образование.
Практически у всех детей, начиная с семи лет, есть наша банковская карта, и мы уходим от наличного оборота. Причем эта карта становится и пропуском в школу. Ведется четкий и понятный учет, сколько учеников пришло, это позволяет и комбинату питания привозить столько еды, сколько нужно.
— Есть ли у вас дальнейшие планы по цифровизации в сфере транспорта?
— Да, мы сейчас разработали систему оплаты парковок. Система работает так: при въезде человек прикладывает свою карточку, а затем еще раз — при выезде, и у него сразу списывается нужная сумма из расчета.
У нас также есть программа в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас можно уже оплачивать счета через наше мобильное приложение.
Еще мы хотим собрать всё в единый платежный документ. Это повысит сборы по отдельным категориям, потому что если за электричество платят все, то, например, за вывоз мусора, не всегда доходят руки. Эти изменения улучшат состояние жилищно-коммунальной сферы в Крыму и Севастополе.