Напрашивается перевод: бизнес сможет подключаться к СБП по агентской схеме - «Бизнес»
Источник: Известия
Финансовым организациям упростили доступ к системе быстрых платежей: банковские агенты (например, Robokassa или Qiwi) получили возможность подключать своих клиентов-юрлиц к СБП для приема средств. Об этом «Известиям» заявили в НСПК. Представители платежных агентов сообщили, что уже начали реализацию сервиса. Эксперты пояснили: услугами этих финансовых организаций нередко пользуются компании с большим оборотом наличных, поэтому QR-коды позволят вывести из тени новый сегмент. В ЦБ для «Известий» подсчитали, что в сентябре количество оплат в СБП выросло вдвое.
Агрегаторное достояние
В сентябре банковские платежные агенты, осуществляющие операции агрегаторов и не являющиеся участниками СБП, получили возможность зарегистрироваться в качестве агентов торгово-сервисных предприятий. Это позволяет их клиентам-юрлицам подключить прием средств по QR-кодам, а также по платежным ссылкам. Такая возможность реализована и успешно протестирована, сообщили «Известиям» в НСПК (выступает клиринговым центром СБП). Ее представитель уточнил, что уже несколько компаний рассматривают возможность реализации нового функционала.
Агентская схема — еще один удобный канал для торгово-сервисных предприятий, который был реализован по запросу участников рынка, заявили «Известиям» в ЦБ. В Банке России уточнили, что выбор канала подключения — напрямую через свой банк или по агентской схеме — остается за торговой точкой в зависимости от ее бизнес-модели или модели работы площадки, через которую она реализует свои товары и услуги.
По данным ЦБ на 1 сентября, в России действует 45 банковских платежных агентов, осуществляющих операции агрегаторов. В их число входят, например, Qiwi, «Почта России», ЮMoney (в экосистеме «Сбера»), RoboKassa, PayAnyWay, Tickets.ru. «Известия» направили запросы в крупнейшие из них.
В агрегаторе «СДЭК Финанс», который в том числе обслуживает одноименную службу доставки, сообщили, что разворачивают прием наложенного платежа и оплату услуг через СБП по всей сети пунктов выдачи заказов и у курьеров. Вопрос подключения сторонних торговых точек сейчас находится в финальной стадии отладки, уточнили в компании. Ведут разработку функционала в CloudPayments, рассказал его представитель, уточнив, что продемонстрировать технологию планируется в ближайшее время. Внедрять функционал также собираются в Qiwi.
— «Почта России» считает перспективными возможности, которые открывает новый функционал системы быстрых платежей. Основное преимущество СБП в том, что это простая и дешевая система расчетов, для которой не нужно создавать сложную материальную инфраструктуру (например, устанавливать специальные терминалы). Сейчас мы изучаем, как можно будет использовать эту технологию без генерации QR-кодов на бумаге или планшетах, так как это будет очень дорого в масштабах бизнеса «Почты России», — рассказала советник гендиректора организации по финансовым технологиям и продуктам Алена Бочарова.
Перевод в эксплуатацию
В крупнейших банках, которые уже реализовали платежи через СБП для клиентов-юрлиц, поддерживают присоединение новых игроков к системе. Популярность технологии среди торговых точек отмечают в ПСБ, МТС Банке, Райффайзенбанке, крымском РНКБ. С момента запуска функционала было проведено порядка 4,6 млн платежей на 25 млрд рублей, подсчитали для «Известий» в ЦБ. Там уточнили, что в сентябре россияне совершили 1,4 млн таких операций на 7 млрд рублей, что превышает аналогичные показатели августа более чем в два раза. СБП позволяет бизнесу экономить на обработке безналичных платежей: комиссии в сервисе ЦБ не превышают 0,7%, тогда как банковский эквайринг обычно обходится в 2–2,5%.
Банковские платежные агенты, которых теперь подключили к СБП, пользуются популярностью среди бизнеса. В отличие от классического эквайринга они умеют принимать деньги из множества источников: карты, электронные деньги, наличные при оплате курьеру или на пункте выдачи, деньги со счета мобильного телефона, банковские переводы, платежные системы вроде PayPal, Samsung Pay, Apple Pay, пояснил аналитик «Финам» Игорь Додонов. Агенты также предлагают своим партнерам дополнительные услуги и высокий уровень сервиса, поэтому они особенно популярны у малого бизнеса.
Чаще всего услугами банковских платежных агентов пользуются для перечисления денег через кассы — например, в отделениях почты, рассказал руководитель направления исследований финансового центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. По его словам, такие услуги используются, например, в сценариях оплаты ЖКХ или связи, переводов и погашения некоторых видов кредитов. При этом таких платежей в разы меньше, чем классических безналичных — несколько триллионов рублей в год, оценил эксперт.
— Банковские платежные агенты и платежные агрегаторы сегодня часто работают на рынках, где преобладает оборот наличных. Например, киоски и небольшие пункты приема платежей в торговых центрах, на остановках, в метро, пешеходных переходах. В таких пунктах прием карт легко заменяется мобильным банком. В результате эквайринг не выгоден, так как спрос не настолько большой, — пояснил Егор Кривошея.
По его предположениям, СБП может частично решить эту проблему, предоставив удешевленный вариант приема безналичных платежей торговым точкам с высоким оборотом наличных. Таким образом, из тени получится вывести новый сегмент бизнеса.