Как наработать навык «глубокого погружения» в тему? - «Бизнес»
Источник: Executive.ru
Каковы плюсы и минусы «узкой» экспертности для руководителя и бизнеса?
Однажды, за короткий промежуток времени, где-то в границах одной недели, мне задали три вопроса, которые заставили меня задуматься.
– Вы юрист? – спросили меня в Торгово-промышленной палате, после рабочей встречи по продвигаемому нами законопроекту, разрешающему страховать ответственность экспедиторов и перевозчиков.
– Вы программист? – спросили коллеги по транспортной отрасли во время кофе-брейка после моего выступления с презентацией нашего IT-решения для логистики.
– Вы психолог? – уточнил у меня кандидат на руководящую позицию после полуторачасового финального собеседования.
Почему эти вопросы заставили меня задуматься?
Потому что ни по образованию, ни по должности я не был юристом, программистом или психологом.
Конечно, все знать невозможно. Однако, при подготовке к новым проектам или выступлениям, я научился за короткий промежуток времени нарабатывать необходимые знания в требуемой области, изучая матчасть, слушая экспертов и читая нормативную документацию.
Это, конечно, не фундаментальные знания, которые люди получают за годы учебы по специализации, но такие для моих практических задач и не требуются. Задача состоит в другом: в конкретной и ограниченной области наработать экспертность, которая позволит спокойно, не только на равных общаться по этой теме с профильными специалистами, но и даже лучше них разбираться именно в этой части.
Дело в том, что я никогда, к примеру, не буду знать право так, как это знает дипломированный юрист, но при спорах и обсуждениях конкретно на тему страхования ответственности перевозчиков, я легко веду дискуссию, аргументируя свою позицию номерами статей и пунктами законов как первоклассный юрист.
Я чуть ли не дословно выучил нужные отрывки статей гражданского кодекса, устава автомобильного транспорта и закона об экспедиторской ответственности, а также несколько подзаконных актов.
Для этого даже не нужно читать все эти объемные документы. Нужно изучить только те их части, которые посвящены именно вашему вопросу, а также почитать комментарии экспертов и профильных юристов.
Потом структурировать информацию в виде коротких тезисов, очистив от воды, которой, как правило, много.
Далее отточить полученные знания в беседах, выступлениях и круглых столах с экспертами в данной сфере, – и вот вы профи в новой для себя области, пусть и в очень узкой!
Схожий подход я использую и при подготовке к презентациям наших IT-продуктов. Можно просто получить готовую презентацию и механически ее прочитать по слайдам или заучить тезисы, не вникая в суть того, о чем ты говоришь. Но, во-первых, я искренне интересуюсь IT-направлением, а во-вторых, понимаю, что после выступления могут быть вопросы из зала или от модераторов. Поэтому перед таким выступлением я провожу несколько встреч с нашими продакт-менеджерами и IT-специалистами, прошу их подробнее рассказать о продукте, как он работает, его архитектура, каковы его преимущества и ограничения. Я моделирую самые каверзные вопросы, которые потом могут задать и мне.
Еще один лайфхак проработки узкой экспертности – это владение профессиональной терминологией. Не поленитесь изучить минимальный глоссарий новых слов и терминов из этой области, будь то мир финансов, информационных технологий или гражданского права. Уместное применение терминов с пониманием их сути сразу выделяет вас, как человека разбирающегося в проблематике.
Навык такого глубокого погружения на входе требует достаточно больших энергозатрат, поскольку мозг человека устроен таким образом, что все новое вызывает ощущение «темного леса», и долгое время им отторгается как ненужная и незнакомая информация. Выход из зоны комфорта в чистом виде.
Важно этот момент преодоления порога незнания в себе отследить, и немного пересилить себя, заставив вникать в пока еще непонятные дебри новой сферы. После нескольких прогонов и обсуждений информация уляжется и станет доступной.
Немного похоже на отточенный в студенческие годы навык написания курсовых и дипломных работ. Учитесь искать нужную информацию и вычленять суть, не тратя время на остальное.
Минусов у такого подхода немного, но они все же есть
Если вы топ-менеджер или предприниматель, важно соблюсти баланс погружения, поскольку при более глубоком вникании есть риск заместить собой нанятого специалиста, что является ошибкой и нерациональным использованием своих личных навыков и времени. Совет простой: делегируйте, но разбирайтесь в том, что делегируете.
Потратьте необходимый минимум времени, чтобы понимать, о чем речь и общаться на одном языке, но дальше идти не нужно, кроме тех случаев, когда у вас либо стартап, либо нет нужного специалиста.
Какие плюсы дает глубокое погружение в тему?
Во-первых, вы расширяете свои знания, причем делаете это в прикладной для своей компании или бизнеса области.
Во-вторых, вы говорите на одном языке с профильными специалистами, что позволяет отстаивать свою точку зрения и не дает вас запутать.
Ну и наконец, это просто профессионально. Не зря говорят, что хорошая подготовка уже половина победы!