Крайний случай - «Бизнес» » Новости рынка недвижимости
Крайний случай - «Бизнес»
Источник: Известия Центробанк в очередной раз поднял ключевую ставку. C марта 2021 года она выросла более чем на 4 п.п., и уже восьмое подряд ее повышение было вполне предсказуемо. Причины понятны: регулятор пытается сдержать инфляцию и падение национальной валюты, которое вступило в активную фазу

Источник: Известия
Крайний случай - «Бизнес»

Центробанк в очередной раз поднял ключевую ставку. C марта 2021 года она выросла более чем на 4 п.п., и уже восьмое подряд ее повышение было вполне предсказуемо. Причины понятны: регулятор пытается сдержать инфляцию и падение национальной валюты, которое вступило в активную фазу с начала этого года. Несмотря на жесткость этой меры и серьезные социально-экономические последствия, по всей видимости, другого способа сдерживания роста цен и предотвращения падения рубля у Центробанка нет. Регулятор будет продолжать эту политику до тех пор, пока поставленные задачи не будут решены.

Очевидно, что повышение ключевой ставки отражается на бизнесе. Увеличивается цена финансовых ресурсов на внутреннем рынке, и это осложняет жизнь предпринимателям, особенно сейчас, в постпандемийный период. Сегодня многие компании и предприятия восстанавливаются после серьезных убытков, понесенных в результате локдаунов, общего спада потребительского спроса на фоне самоизоляции и падения платежеспособности населения. Нельзя сказать, что у малого и среднего бизнеса есть масштабные инвестиционные планы.

Однако для того, чтобы сохранить финансовые показатели хотя бы на уровне тех, что были до пандемии, в 2019 году, нужны ресурсы — и оборотные, и дополнительные. Более того, надо рассчитываться по кредитам, исполнять обязательства по отсрочкам, полученным в периоды ограничительных мер. Поэтому деньги, конечно, нужны. Ясно, что с повышением ключевой ставки они подорожают.

Для бизнеса это проблема, причем не только для малого и среднего. Это серьезная проблема для всей финансовой системы. Повышение ключевой ставки для предпринимателей означает дополнительные издержки, которые придется каким-то образом упаковывать в свои балансы и себестоимость конечной продукции.

В условиях растущих процентных ставок банков на кредитные ресурсы вследствие повышения ключевой регулятором, естественно, нужно особым образом планировать свои финансовые потребности, потребности в получении ресурсов на внешних рынках. Удорожание заемных денег так или иначе влияет на стабильность каждого конкретного предприятия, на его баланс. Рост цены кредита может привести к нестыковкам в балансе компании, поэтому нужно очень внимательно относиться к потребности в заемных деньгах.

Брать в этих обстоятельствах кредиты бизнесу можно только на самое необходимое, на то, без чего компания в принципе не сможет функционировать, либо на погашение обязательств, невыполнение которых может привести предприятие к прекращению деятельности. Таким образом, в условиях повышения ЦБ ключевой ставки не идет речи о развитии и расширении предприятий, о внедрении новых технологий, модернизации материально-технической базы. Речь идет о том, чтобы остаться на плаву.

Очевидно, что с подорожанием кредитов предприятиям придется скорректировать цены на свой продукт, свои услуги. На сегодня в балансах уже нет достаточных ресурсов и резервов для того, чтобы удерживать цены на прежнем уровне. Это связно и с собственной инфляцией, и с тем, что падал и нестабилен курс национальной валюты (а у многих производителей товаров и услуг импортная составляющая весьма высока и весома в их балансах). Понятно, что это не может не отразиться на ценах. Даже тот факт, что население беднеет и у людей становится все меньше денег, которые они могут тратить, не остановит дальнейшего повышения цен на услуги и продукцию как в сегменте МСП, так и в крупном бизнесе.

Эту простую истину понимают и в правительстве. С этим связана активность властей в попытках сдерживания и регулирования цен на социально значимые продукты, о которых мы слышим регулярно. Сегодня особенно активно говорят о том, что нужно как-то поддержать, скорректировать норму прибыли производителей и продавцов на социально значимые товары. Власти понимают, что в условиях удорожания финансовых ресурсов сдержать цены на любые товары, в том числе и на социально значимые, будет непросто, подчас даже невозможно. Повышение ставки толкнет костяшки домино: подорожают финансовые ресурсы, возникнет дефицит баланса предприятий, они вынуждены будут увеличивать отпускные цены на свою продукцию.

Понятно, что это временная история. Рано или поздно экономическая ситуация должна стабилизироваться, но так как сегодня финансовый ресурс дорогой, то пренебрегать его ценой и действовать, как обычно действуют в стабильной ситуации, довольно рискованно.

Поэтому сегодня кредитные ресурсы должны быть востребованы только на самое необходимое, потому что иначе все может закончиться серьезными финансовыми последствиями. Один неструктурированный и нереализованный долг тянет другой, превращается в долговую яму. И такие риски в условиях дороговизны и увеличения стоимости финансовых ресурсов стремительно возрастают.

Автор — председатель совета Московского городского отделения «Опора России»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика