Как управлять ленивыми людьми - «Бизнес»
Источник: E-xecutive.ru
Лень – это «дефолтные» настройки людей. Когда сотрудники не хотят работать, проблему стоит искать не в личных качествах отдельного человека, а в системе менеджмента.
Иногда сотрудники просто ленятся работать, на них не действует ничего: ни планы, ни вдохновляющие речи. Обычно руководители думают, что проблема в людях, но как только нанимают новых сотрудников, история повторяется. Кроме того, часто бывает такое, что руководитель жалеет непродуктивных сотрудников, а это негативно отражается на эффективности. Давайте разберемся, как исправить такое положение дел.
Как ленивые люди попадают в компанию
Многие предприниматели удивляются, что вновь нанятые сотрудники не хотят работать, ровно как и уволенные предшественники. Если такая ситуация происходит в вашем бизнесе, то задайтесь вопросом – кто нанимает персонал?
Кстати, ленивые люди – это не всегда проблема: ими легко управлять, и чаще всего они далеко не глупые. Но если в вашей компании постоянно появляются экстремально ленивые сотрудники, то нужно обратить внимание на специалиста по найму.
Люди нанимают себе подобных, обычно отказывая тем, кто по уровню круче, чем они сами. Если уровень производительности менеджеров средний, то работящие кандидаты будут казаться им странными и неподходящими, непонятно, что вообще с ними делать. Если такая проблема возникает системно, посмотрите, не надо ли поменять специалиста по найму.
Кто и как управляет сотрудниками
Если руководитель сам занимается наймом и собирает вокруг себя ленивую команду, возникает вопрос – как он управляет подчиненными. У руководителя есть определенные инструменты: нужно описать должностные обязанности, донести, каких результатов должен добиться подчиненный. Это большая работа, которая занимает много времени, но провести ее необходимо.
Кроме того, руководитель должен добиваться, чтобы сотрудники планировали свою работу. Каждый подчиненный должен самостоятельно составлять список задач на неделю, приносить его руководителю. Тот помогает подкорректировать план, установить правильные приоритеты, таким образом, контролируя сотрудника.
Важно выстроить процесс введения в должность и прояснения функций, иначе вы будто бросаете в реку нового сотрудника, и говорите: «Греби, сынок!», а на вопрос о том, куда же ему плыть, отвечаете нечто неопределенное. Понятное дело, что от сотрудника, не понимающего, что нужно делать, нельзя ждать выдающихся результатов.
Стоит обратить внимание и на то, как менеджеры управляют подчиненными, насколько компетентно: пишут ли собственные планы, устраивают ли координации, измеряют и оценивают ли результаты сотрудников.
Руководители, проявляющие чрезмерную мягкость в отношении подчиненных, – обычное явление. Такие менеджеры считают, что сотрудники – взрослые люди, которые должны сами понять, что важно. Но это всего лишь философские рассуждения, которые не имеют ничего общего с работой руководителя.
А можно без начальников?
Время от времени я слышу идею о том, что люди могут работать сами по себе, начальники им не нужны – но это заблуждение. Каких бы прекрасных и продуктивных специалистов вы ни брали себе в команду, они постоянно сталкиваются с проблемами, расстраиваются, отвлекаются. Кроме того, у каждого есть обязанности, которые нравятся больше, и они выполняются с большей охотой, чем остальные.
Есть тысячи причин, почему сотрудник делает что-то не так, и именно руководитель помогает с этим справляться, нацеливает, фокусирует на приоритетах. А также следит за выполнением плана, который подчиненный самостоятельно составил и утвердил – благодаря этому списку задач видно, работает сотрудник или валяет дурака.
Заметив неоптимальности, руководитель спокойно корректирует поведение подчиненного. Достаточно простых вопросов: «Что ты сейчас делаешь? Какое это имеет отношение к твоим планам и приоритетам?». Нужно быть аккуратным, тем более с продуктивным и творческим сотрудником, он будет благодарен за подсказку и быстро вернется к важным задачам.
Работа руководителя не предполагает только лишь авторитарного стиля управления. Вообще стиль может быть любой, но суть обязанностей от этого не поменяется. Людьми нужно управлять с помощью определенных инструментов.
Почему нельзя жалеть подчиненных
Руководитель, который жалеет подчиненных, позволяет им безнаказанно косячить. Необходимо провести с таким управленцем беседу, подробно объяснить, что главный результат, который от него ожидается, – эффективная работа сотрудников (с правильными приоритетами, без потерь рабочего времени).
Объясните, что жалея своих подчиненных, он не позволяет им получать результат. Из-за этого работа команды становится не только неэффективной, но и бессмысленной. В результате это сказывается на размере заработных плат и подчиненных, и самого руководителя.
Выводы
Я постоянно сталкиваюсь с ленивыми людьми. Честно говоря, я и сам ленив. Но если я перестану управлять своими прямыми подчиненными, а они – своими, лень победит. Когда на нас не давят обстоятельства, когда нет необходимости зарабатывать и бороться за доход, легко ей поддаться. Но грамотное управление позволяет этого не допускать.
Чтобы сотрудники работали продуктивно, ими должен управлять грамотный руководитель, выполняющий свои обязанности и использующий необходимые инструменты. Но, чтобы делать это успешно, нужно желание возиться с людьми. Часто самых продуктивных специалистов назначают на руководящие должности, но это не доставляет им удовольствия, в итоге результата нет ни у них самих, ни у подчиненных.