3 причины прокрастинации, о которых надо знать, чтобы победить ее - «Бизнес» » Новости рынка недвижимости
3 причины прокрастинации, о которых надо знать, чтобы победить ее - «Бизнес»
Ольга Вяткина Источник: E-xecutive.ru Когда речь заходит о делах, которые не хочется делать, взрослые так похожи на детей. Как договориться со своим внутренним ребенком, чтобы перестать откладывать скучные задачи на потом? «Надо просто сесть и сделать!» – эта фраза знакома каждому. И каждый знает,

Ольга Вяткина
Источник: E-xecutive.ru
3 причины прокрастинации, о которых надо знать, чтобы победить ее - «Бизнес»

Когда речь заходит о делах, которые не хочется делать, взрослые так похожи на детей. Как договориться со своим внутренним ребенком, чтобы перестать откладывать скучные задачи на потом?

«Надо просто сесть и сделать!» – эта фраза знакома каждому. И каждый знает, что порой находятся тысячи причин, срочных дел, обстоятельств, чтобы не садиться и не делать: не писать статью; отчет, коммерческое предложение. В конце дня – раздражение на себя за несобранность и нецелеустремленность.

В психоанализе части личности принято изображать схематично в виде трех кружков, похожих на снеговика. В транзактном анализе Эрика Берна эти кружки называют «Родитель»; «Взрослый»; «Ребенок»:

- «Родитель» – это все, что связано с понятиями «надо»; «так правильно».

- «Ребенок» – это «хочу/не хочу; люблю/не люблю».

- «Взрослый» – думает, как решить вопрос.

Так вот, делать что-то с огоньком, с настроением, так, чтобы нравилось – это прерогатива «Ребенка». Разве мы откладываем на потом поход в магазин за покупкой новых сапог, даже если на улице дождь? Или просмотр любимого сериала, если есть время? Нет, используем всякую свободную от дел возможность, чтобы сделать то, что хочется. Ребенок – очень мощная часть личности. Именно в нем хранится энергия жизни. И если он, «Ребенок» внутри нас что-то хочет или не хочет, то противостоять этому практически невозможно. Отсюда и проблемы с прокрастинацией.

С точки зрения частей личности написание отчета выглядит так: «Родитель» говорит: «Надо! Надо все отложить, сесть и начать делать отчет». Он, «Родитель», понимает, что это важно, необходимо, полезно. Это все безусловно правильно, но… По какой-то одной из трех причин «Ребенок отказывается это делать». Если не призвать на помощь думающего «Взрослого», то ребенок победит «Родителя»; начнет откладывать, забывать, заболевать, уставать. В общем делать ровно все то, что делают обычные дети, когда родители заставляют их, например, делать зарядку, повторять английский или читать неинтересную книгу.

Причина 1: «Ребенок» не видит конфету

«Ребенок» внутри нас не видит в написании отчета для себя ничего привлекательного. Это обязаловка. Скучная, нудная, неинтересная. Вот «Ребенок» и увиливает, чтобы не делать то, что совсем не хочется.

Решение: Только не говорите себе, вашему внутреннему «Ребенку», что он лентяй, несобранный и неорганизованный. От этого он еще больше начнет увиливать от задачи. Давайте, для начала, честно признаем, что он прав. Задача-то и вправду очень унылая. И это честно по отношению к самому себе. Теперь надо договориться с «Ребенком» о компенсации за неинтересный труд. Точно, как мы, родители, даем детям телефон после выученных уроков и компьютер, после уборки в комнате. Подумайте об адекватной, привлекательной конфете, которую получит «Ребенок» после выполнения дела. Пусть ради конфеты, он сядет и сделает то, что нужно, чтобы поскорее насладиться любимым вкусом.

Причина 2: «Ребенок» боится

В семье ребенок до 6-7 лет очень чувствителен к тому, насколько его любят и одобряют родители. Если требования родителей высоки, и родители высказывают много критических замечаний, у ребенка развивается повышенная тревожность. И, всякий раз, когда ребенок начинает что-то делать на оценку, у него поднимается тревога: «что, если он не так понял задание; если он сделает, а надо было сделать не так, вдруг его ответ покажется слишком простым или глупым». Лучший способ не нарваться на критику и неодобрение – это не делать совсем. И так, порой, талантливые дети уходят из студий по рисованию, по вокалу, отказываются быть инициативными в школе, чтобы не нарваться на негативную оценку.

Вот и во взрослой жизни «Ребенок» внутри нас будет откладывать написание стати или предложения. «Вдруг это будет не так хорошо, как ожидают» и негативная оценка других доставит много боли.

Решение: Мать, видя тревогу своего ребенка «рисовать или не рисовать на школьный конкурс» может поступить двумя способами. Первый сказать: «Нарисуй красиво, постарайся». И второй: «Нарисуй, как сможешь. Я знаю, что ты любишь рисовать про войну. Главное – чтобы тебе самому это понравилось». В первом случае рисунок будет либо очень хороший, либо его не будет вообще. Во втором случае, рисунок будет, но не будет тревоги. И нам, взрослым людям, чтобы справиться внутри со страхом осуждения, страхом ошибки, очень важно суметь сказать себе: «Сделай, как сможешь! Ты достаточно профессионален! Ты не обязан быть совершенным!»

Причина 3: «Ребенок» бунтует!

Среди нас есть те, кого в детстве тщательно воспитывали или попросту заставляли. Заставляли есть, мыться, убирать игрушки, примерять одежду «через не хочу». Мы сопротивлялись, но родители делали по-своему. Увы, ощущение давления никуда не делось и запомнилось у нас в психике и в теле. Как будто мы выросли, а необходимость защищаться так и осталась. Такие люди, даже будучи взрослыми остаются невероятно чувствительными к тону, интонации, напору, нажиму, давлению. Так вот, если кто-то из коллег на работе настаивает, чтобы мы ему помогли и делает это с определенным напором, то «Ребенок» внутри нас реагирует бунтом. И это не открытый скандал, а тихое вредительство тому, кто активно настаивает.

Отложить на потом, поставить не в приоритет, забыть, перепутать, потерять – это способы тихого саботажа внутреннего «Ребенка». Он вкладывает энергию не в то, чтобы сделать дело, а в то, чтобы не поддаться давлению. При этом давление может быть не только внешним, но и внутренним, со стороны своего собственного внутреннего «Родителя», например: «Надо обязательно заниматься спортом и ходить в зал». «Ага… щас!» – отвечает «Ребенок».

Решение: В литературе по детской психологии описывается самый эффективный способ общения родителей с ребенком-бунтарем: предложить ему выбор. Сделать так, чтобы он сам принял решение какую шапку надевать: синюю или красную. Так и здесь. Неправильно заставлять себя сидеть за работой, пока она не будет закончена; ходить в спортзал каждое утро. Договоритесь с собой, что не будете писать всю статью, а напишите сегодня только первую часть. Кстати, это один из принципов тайм-менеджмента: «Есть слона по частям».

Что касается ситуаций по работе, то «Взрослым», ассертивным поведение будет сказать коллеге: «Не давите, пожалуйста. Я плохо работаю под давлением. Дайте мне самому подумать, как я могу вам помочь». Есть надежда, что ваш коллега услышит вас и даст вам выбор. И если выбор будет ваш собственный, то и качество помощи будет точно лучше. Во всех этих примерах работает договоренность. Давать выбор себе, договариваться с собой по условиям – это лучший способ обойти внутреннего упрямца.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика