От «хрущёвок» до скандинавского прагматизма: как изменилась архитектура новостроек за 60 лет - «Дайджест»
Архитектура существует не сама по себе, она отражает настроения людей, их ценности, экономическое и социокультурное развитие. С 1960-х годов наша страна прошла большой путь, жизнь радикально изменилась. Рассказываем, как на этом пути менялся внешний вид и планировки новостроек вместе с компанией ЮИТ, которая с 1961 года занимается строительством в России.
«Хрущёвки»: прогрессивны для своего времени
В 1960-х в СССР победило индустриальное домостроение. Власти решили, что стоит отказаться от «архитектурных излишеств» ради того, чтобы быстрее обеспечить жильем как можно больше людей. В стране стали массово строить панельные и блочные (реже – кирпичные) пятиэтажки, которые в народе нарекли «хрущёвками».
Пятиметровые кухни, 2,5-метровые потолки, смежные комнаты и тесные совмещенные санузлы – сейчас такие планировки не считаются комфортными. Но тогда они стали спасением для тех, кто после коммуналок и бараков смог перебраться в собственную квартиру. «Хрущёвки» были инновационными с точки зрения технологий и темпов строительства – строительный рекорд зафиксирован в Ленинграде, где пятиэтажку смонтировали за 5 дней. А пятиметровые кухни возникли не от жадности проектировщиков, а благодаря инженерным изысканиям: такую площадь признали максимально эргономичной, ведь хозяйка сможет дотянуться до любого угла, не совершая лишних движений. Квартиры были очень компактными – «однушки» около 30 кв. м, двушки – 40-45, а площадь трехкомнатных квартир не превышала 60 кв. м.
Несмотря на закрытость СССР, власти сотрудничали с иностранными архитекторами и строителями. Прототипом «хрущёвок» стала французская панельная пятиэтажка. Еще раньше – в середине 1930-х – в Москве построили здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, сам архитектор не раз бывал в Союзе. А с 1961 года в СССР работает финская строительная компания YIT. Правда, тогда компания не создавала жилье, она участвовала в строительстве и реконструкции инфраструктурных, промышленных и культурных объектов – от склада для АвтоВАЗа до новых корпусов Третьяковки. Юбилею компании посвящен анимированный спецпроект «60 лет в России».
«Брежневки» для народа и «цековки» для элиты
В 1966 году Никиту Хрущёва на посту генсека сменил Леонид Брежнев, а вместо «хрущёвок» в массовое жилищное строительство пришли «брежневки». Первые «брежневки» в конце 1960-х и в 1970-х не слишком сильно отличались от предшественников. Они подросли до 8-12 этажей, некоторые серии избавились от совмещенных санузлов и смежных комнат. Но во многих проектах эти недостатки сохранились, да и общая площадь квартир примерно соответствовала «хрущёвкам».
Для партийной элиты придумали дома получше – с потолками до 3,5 метров и просторными квартирами. Так, «среднее звено» ЦК КПСС могло рассчитывать на двушки площадью около 75 кв. м и 100-метровые трехкомнатные квартиры. Площади квартир для верхушки партии могли превышать 200 кв. м. Брежневские дома для советской элиты в народе прозвали «цековки». Они строились из кирпича, но выглядели намного проще и скромнее, чем помпезные «сталинки».
В конце 1970-х появились более комфортные серии панельных домов для массовой застройки – так называемые «улучшёнки». Кухни в них выросли до 8-10 кв. м, общая площадь однушек в большинстве случаев превышала 40 кв. м, двушек – 50 кв. м, а площадь трехкомнатных квартир обычно составляла 75 кв. м. Улучшенные поздние серии «брежневок» были призваны олицетворять успехи страны. В результате они пережили и самого генсека, и Советский союз. Так, дома самой известной серии тех времен – П-44 – строились вплоть до начала 2000-х.
Параллельно с типовыми многоэтажками с конца 1950-х до конца 1980-х развивался советский модернизм и брутализм. Обыватели порой называют этот стиль уродливым, но в мире много почитателей брутальной архитектуры (не только советской). В Москве в такой стилистике строились в основном административные здания, ДК, кинотеатры, спортивные объекты. Ярких модернистских жилых многоэтажек единицы – например, «дома на ножках», «дом-корабль», а типовые проекты в спальных районах Москвы куда проще. Зато, например, в Санкт-Петербурге даже в массовой застройке отчетливо виден брутализм.
Шик девяностых и нулевых – бессмысленный и беспощадный
В 1990-е годы появились первые элитные дома. «Новым русским», приученным к советскому шику «цековок» стали строить похожие дома – из кирпича и не сильно примечательные внешне, зато с квартирами по 200 метров. Но такой роскоши оказалось мало, и в конце 1990-х – начале 2000-х на рынке господствовал «тяжелый люкс»: вычурный, помпезный, китчевый и зачастую безвкусный. В Москве это назвали «Лужковской архитектурой», в Санкт-Петербурге – капиталистическим романтизмом.
Площади квартир продолжали расти, при этом планировки бывали очень неудачными. Допустим, в квартире на 200-300 кв. м могло быть всего два окна, а значит из нее можно сделать только однокомнатную квартиру (окно в комнате, окно на кухне). Поэтому в те времена так распространились дополнительные нежилые и не сильно нужные помещения – огромные холлы, шубохранилища и т.п.
В массовом сегменте новостройки 1990-х были продолжением поздних «брежневок». Даже типовая застройка стала более богатой – появились разные виды внешней отделки домов, в проект стали закладывать больше многокомнатных квартир, площади выросли. Например, многие однокомнатные квартиры были больше 50 кв. м, трехкомнатные – по 80-100 кв. м.
На рубеже 1990-х и 2000-х в России начали появляться первые ласточки скандинавской архитектуры. В 1997 году финны из YIT приобрели петербургскую компанию «Лентек» и в ближайшие годы начали активно строить жилье по европейским стандартам. Помимо «северной столицы» новостройки финского девелопера появились в Москве, Московской области, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани и Тюмени. К 2008 году ЮИТ стала крупнейшим иностранным застройщиком жилья в России.
Современные новостройки
Кризис 2008 года резко изменил потребительские предпочтения россиян – лихие нефтедоллары в экономике закончились, рубль упал, доходы снизились. Для сохранения спроса девелоперам нужно было снизить бюджет покупки. Поэтому площади квартир «порезали», по сути новостройки вернулись к функционализму, в чем-то похожему на 1960-е, но все же с большими отличиями. Однокомнатные квартиры опять стали проектировать по 30-35 кв. м, появились еще более компактные 20-метровые студии.
Однако подход к планировкам изменился: вместо смежных комнат и микро-кухонь стал набирать силу тренд на открытые и эффективные планировки. Прогрессивные девелоперы увеличивали долю полезной площади комнат, минимизируя коридоры, росла популярность «европланировок», в которых кухня совмещалась с гостиной. В начале 2010-х девелоперы стали предлагать квартиры с отделкой и покупателям это понравилось. Сейчас с ремонтом от застройщика продается уже примерно три четверти квартир в новостройках.
На архитектуру современных новостроек также повлиял рост конкуренции. Девелоперы, которые не хотели демпинговать, предпочли работать над качеством проектов. Но из-за того, что россияне с начала нулевых стали активно ездить в Европу, само понимание качественной новостройки изменилось. Их внимание привлекали продуманные планировки, комфортные общественные зоны, благоустроенные дворы. На смену «нуворишскому» шику и китчу пришел стильный прагматизм.
Из-за европейского происхождения компания ЮИТ стояла у истоков этих трендов. Девелопер использует как традиционные финские «фишки», например, сауну в квартирах и широкие «финские» балконы глубиной 1,5 метра, так и более распространенные скандинавские и европейские решения. Например, ЮИТ одним из первых вывел на российский рынок «европланировки» в 2012-2013 гг. Многие квартиры предлагаются с гибкими планировками почти без потерь площади на коридорах, с мастер-спальнями (с гардеробной и собственной ванной комнатой), увеличенными окнами. Часто в домах оборудованы велосипедные и колясочные, покупатели могут дополнительно приобрести кладовку.