За что можно получить штрафы в рекламе: случаи из практики - «Бизнес»
Источник: Executive.ru
Дизайнер придумал рекламу, а директор получил за нее штраф в полмиллиона – ситуация вполне реальная. О чем не стоит говорить в рекламе, чтобы не нарваться на штраф?
Как и где размещать рекламу, за какие действия можно получить штраф – регулирует закон «О рекламе». Он принят в 2006 году и направлен на защиту прав потребителей, сохранение добросовестной конкуренции и пресечение ненадлежащей рекламы.
Что такое реклама?
Реклама – это предложение, направленное неопределенному кругу лиц, любым способом, с призывом что-то сделать: купить, сходить, скачать и т.п.
Кто следит за нарушениями?
Соблюдение закона о рекламе контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
При размещении рекламы, многие думают: «Вокруг так много нарушений, меня не заметят». Но нарушения может заметить, не только ФАС, но и конкуренты, сообщив о нарушениях проверяющим органам.
Какой штраф возможен за нарушение в рекламе?
Штраф для самозанятых начинается от 2 тыс. рублей, для ИП — 4‒20 тыс. рублей, для юридических лиц – 100‒500 тыс. рублей.
Но размер штрафа может превышать указанные суммы, например, незаконное размещение рекламных конструкций – вывесок, билбордов – приведет к штрафу до 1 млн рублей.
Какие нарушения в рекламе бывают?
Разобраться в законе и понять, как избежать штрафов за незаконную рекламу проще на реальных примерах. Итак, пять показательных случаев.
1. Нарушение принципов достоверности и добросовестности, которые вмещают в себя всевозможные нарушения: введение в заблуждение и обман. Реклама должна соответствовать действительности.
Яндекс.Такси в рекламе указал стоимость поездки «от 30 рублей». При этом мелкий шрифт указывал, что 30 рублей – это только стоимость посадки, а общую сумму поездки пассажир узнавал только по прибытии в пункт назначения. ФАС посчитал подобную рекламу недостоверной и наложил на агрегатора штраф 100 тыс. рублей.
В другом случае Яндекс.Такси ввел в заблуждение рекламой, согласно которой клиент получал скидку 500 рублей при оплате поездки картой и использовании промокода. В реальности скидку получали пассажиры только при первом использовании сервиса. В этот раз штраф был уже больше – 200 тыс. рублей.
2. Неэтичная реклама, содержащая оскорбление. При этом не важно – реклама оскорбила одного человека или группу лиц.
Газета с объявлениями, решила привлечь внимание и указала в рекламе лозунг: «Раньше покупать квартиру любовнице было неудобно. Теперь удобно». Проверяющие органы посчитали, что подобный лозунг оскорбляет институт брака и оштрафовали газету на 110 тыс. рублей.
Или реклама, в которой используются непристойные картинки.
Штраф 2 млн рублей пришлось заплатить предпринимателям за рекламу кондиционеров, с изображением мужчины и женщины в откровенных позах.
3. Использование иностранных слов без перевода. Даже безобидные иностранные слова без перевода на русский могут привести к штрафу.
Привычное для многих слово Sale в рекламе может означать самые разные вещи: на итальянском языке — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а следовательно, ввести в заблуждение. Так посчитал суд в одном из судебных дел.
Запрещено также использовать слова, которые не имеют лексического значения в русском языке, например, «Дабл Комбо».
4. Отсутствие существенной информации о предложении или ее размещение мелким шрифтом.
В июне 2021 года Совкомбанк был оштрафован на 300 тыс. рублей за рекламу карты Халвы. Реклама содержала привлекательные условия «...Кредит до 1 млн рублей с возвратом процентов». А условия, влияющие на стоимость кредита, условия его получения, размещены так, что невозможно воспринять важную информацию и сделать осознанный выбор. ФАС признала подобную рекламу ненадлежащей.
5. Призыв к противоправным действиям.
Банк ХоумКредит в рекламе кредита на ремонт квартиры использовал слоган «И пусть весь дом не уснет». По мнению проверяющих, реклама Хоум Кредит, может вызывать у людей чувство вседозволенности и привести к тому, что используемый в ней слоган будет воспринят как призыв к действию.
Что еще нельзя в рекламе?
1. Рекламировать лицензируемые товары и услуги без лицензии.
Услуги по лазерной эпиляции – лицензируемый вид деятельности, однако реклама была размещена до получения лицензии.
2. Использовать образ врача в рекламе немедицинских услуг.
Оператор связи разместил рекламу с изображением мужчины в белом халате и надписью: «Подцепил вирус дорогих тарифов? это излечимо!», но закон разрешает использовать образ врача только в рекламе медицинских услуг.
3. Использовать некорректные сравнения.
Стоит отказаться от слов «лучший», «самый», «№1» и т.п. Используя подобные сравнения, приведите ссылки на исследования, подтверждающие данный факт.
4. Предлагать рассрочку, без указания кредитной организации.
В рекламе информация о рассрочке должна содержать условия ее получения и наименование кредитной организации, предоставляющую рассрочку.
5. Не предупреждать о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста в рекламе медицинских услуг.
Закон о рекламе содержит еще множество ограничений и запретов, поэтому перед размещением любой рекламы, лучше изучить все нормы или проконсультироваться со специалистами, чем после тратить время на разбирательства и деньги на штрафы.