Конкурсная практика, часть I: в поисках оригинальных сценариев и лучших исполнителей - «Дайджест»
Источник: BFM.ru
Конкурсы становятся обычным явлением на рынке недвижимости. Всегда ли есть необходимость в их проведении? Дает ли конкурсный отбор то, чего по определению не может дать никакой другой?
Компания «Главстрой» провела международный конкурс* на разработку архитектурной концепции жилого комплекса премиум-класса, расположенного на юго-западе Москвы, который выиграло голландское архитектурное бюро UNStudio. Победителем конкурса концепций создания культурного центра на территории палат Украинцева в «Арт-квартале Хохловка» признан проект* «Объединение Хохловка», разработанный компанией Impact Hub Moscow. А японское архитектурное бюро Nikken Sekkei занесло в свой победный актив только что завершившийся международный архитектурный конкурс* на лучший проект застройки территории Южного порта, организованный компаниями AEON Corporation и «Ферро-Строй».
Совсем скоро, 19 ноября, завершается прием конкурсных заявок на эскизный проект памятника Николаю Гумилеву в Санкт-Петербурге, а 22 ноября — на звание лучшего объекта социальной инфраструктуры в рамках конкурса*, который проводит Ассоциация проектировщиков Московской области совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству МО и Советом главных архитекторов субъектов РФ. К 1 января 2022 года Агентство стратегического развития «Центр» должно завершить открытый всероссийский конкурс на разработку типовых проектов индивидуальных и многоквартирных малоэтажных (до четырех этажей) жилых домов, а также социально-культурных объектов с использованием деревянных несущих конструкций.
Этот список можно продолжать до бесконечности, конкурсная практика прочно вошла в жизнь рынка недвижимости, и теперь даже непонятно, как же мы раньше-то без нее… И все-таки, конкурс, на который организаторы должны потратить время, силы, деньги, — всегда ли это необходимость? Дает ли конкурсный отбор то, чего по определению не может дать никакой другой?
Наверное, такого опыта проведения различных профильных конкурсов, как у Агентства стратегического развития «Центр», нет ни у кого. В 2014 году все начиналось с открытого конкурса на разработку концепции развития территории ландшафтного парка «Митино». Сегодня в «центровом» списке уже упоминавшийся открытый всероссийский конкурс на разработку типовых проектов жилых домов и социально-культурных объектов, всероссийский конкурс по проектированию концептуальных туристических маршрутов «Открой свою Россию», открытый международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции нового города в Сахалинской области, недавно завершившийся международный конкурс на разработку мастер-плана Астраханской агломерации и многое другое. По мнению соучредителя группы компаний «Центр» Сергея Георгиевского, в принципе конкурсная процедура продвинула архитектурно-градостроительную практику далеко вперед.
Сергей Георгиевский
соучредитель группы компаний «Центр»
«Конкурс позволяет городу вырабатывать новые инструменты и подходы к работе с различной типологией объектов — набережными, парками, промзонами, объектами долгостроя, культурного наследия. Этот формат отлично подходит для создания качественных проектов и дает возможность получить не одно, а сразу несколько предложений от сильных команд. В условиях конкурентной борьбы мы обретаем новые идеи, позволяющие взглянуть на конкурсный объект с нестандартных точек зрения, и оригинальные сценарии в пределах пожеланий заказчика. Для архитекторов это возможность расширить портфолио, получить крупный контракт, выйти на новый уровень, и это тоже серьезный аспект конкурсной деятельности. Еще архитектурные конкурсы инициируют диалог между органами власти, бизнесом и экспертным сообществом: зачастую процедура конкурса сопровождается привлечением ведущих экспертов различных областей в качестве жюри. Наконец, распространена практика вовлечения жителей в процесс разработки конкурсного предложения с помощью проведения проектных семинаров».
Кстати, как напоминает Сергей Георгиевский, в рамках закрытого конкурса заказчик привлекает к участию конкретные компании и самостоятельно регулирует степень публичности проекта. Но уж если объявлен открытый конкурс, тут все — и экспертное сообщество, и СМИ, и потенциальные пользователи — наверняка будут внимательно следить за процессом, что может сделать вышеупомянутый диалог между властью, бизнесом и экспертным сообществом весьма захватывающим и даже непредсказуемым.
Хорошо, предположим, когда речь идет о планировании чего-то масштабного и сложносоставного, конкурс необходим, а порой просто обязателен с точки зрения закона. Но если на кону нечто локальное, почему это вдруг девелопер не может самостоятельно выбрать разработчика урбанистической или архитектурной концепции, как делают многие его коллеги? Зачем городить весь этот конкурсный огород?
Например, зачем компания «Главстрой» объявила международный конкурс на разработку архитектурной концепции своего нового объекта на Сретенке? По словам директора по развитию проекта «Сретенка 13/26» Марии Дворецкой, все было предопределено самим местоположением. «Это особая локация, где крайне важной является деликатная интеграция нового здания в существующую застройку, которая, кстати, не всегда однородна, а также в планы города, который непрерывно развивается. Конечно, в историческом центре любого города это всегда бывает очень сложно, поэтому мы пригласили к участию в конкурсе не просто ведущие отечественные и зарубежные архитектурные бюро, а сделали акцент на участии компаний, которые имеют опыт реконструкции исторических зданий. В результате победителем стала британская компания John McAslan + Partners, которая, собственно, и специализируются именно на таких работах», — подчеркивает эксперт.
Мария Дворецкая
директор по развитию проекта «Сретенка 13/26»
«Выбор архитектора на конкурсной основе — важное условие для формирования уникального облика, что является неотъемлемой частью проектов премиального сегмента. При этом благодаря конкурсу девелопер получает выбор из нескольких концепций именно своего проекта. В архитектуре так или иначе всегда присутствует элемент субъективизма, так сказать, видение автора. И при выборе архитектора просто на основе его предыдущих работ мы не получаем гарантии, что конкретно в нашем случае он совпадет с нами во взглядах, «почувствует» наш проект. Кроме того, сегодня архитектура — это не только красота, но и серьезная составляющая развития городской среды и повышения качества жизни. А эта роль предполагает глубокий анализ городского контекста, учет планов по развитию города, соблюдение баланса интересов. Так что профессиональная конкуренция среди архитекторов — это способ выбора лучшей концепции среди лучших. К участию в наших конкурсах мы обычно приглашаем более 30 бюро, в финал выходят пять-шесть, из которых мы выбираем победителя. Преимуществом именно международного конкурса является профессиональное жюри: концепция выбирается экспертами, к мнению которых прислушиваются столицы и города всего мира».
Кстати, именно многочисленные, порой серьезно разнящиеся, но от этого еще более ценные экспертные мнения навели авторов «Арт-квартала Хохловка» на мысль провести открытый конкурс на создание концепции культурного центра на базе палат Украинцева. Как отмечает директор по развитию «Арт-квартала Хохловка» Павел Тигер, «в целом в этом проекте перед нашей командой стоит непростая, но очень интересная и амбициозная задача: отреставрировать уникальный памятник архитектуры, расположенный в самом центре Москвы, и создать на его базе современный «центр притяжения» как для местного сообщества, так и для многочисленных посетителей — профессионалов, туристов, москвичей».
По словам эксперта, еще до начала разработки детального проекта научной реставрации с приспособлением в рамках предварительных исследований квартала состоялись многочисленные консультации с историками, краеведами, урбанистами, искусствоведами, социологами и местными жителями. Как рассказывает Павел Тигер, «в своей работе мы старались хотя бы в первом приближении сформировать образ будущего квартала. А интервью с экспертами не только привели нас к мысли о конкурсе, но и помогли сформулировать корневую идею развития проекта: «Сохраняя прошлое — мы думаем о будущем».
Павел Тигер
директор по развитию «Арт-квартала Хохловка»
«Согласно конкурсному заданию, будущая институция определялась как точка социально-коммуникационного и культурно-художественного развития территории. Для нас как для организаторов конкурса одной из главных задач было получение максимально возможной палитры идей о формате общественно-культурных и профессиональных мероприятий как в арт-квартале в целом, так и конкретно в помещениях палат Украинцева. Идея, благодаря которой проект одной из команд стал победителем, состоит в том, чтобы развивать на территории палат Украинцева концепцию соучаствующего управления, то есть дать возможность всем «субъектам территории» влиять на смысловое наполнение пространства будущего культурного центра. Различные группы людей — арендаторы, местные жители, представители собственника объекта и управляющей компании — могли бы в процессе совместного обсуждения искать функции, которые являются для этого места наиболее востребованными. Впрочем, проведенный конкурс стал лишь первым шагом к созданию будущего проекта, еще планируется много работы по детализации предложенных идей».
Короче говоря, компании-организаторы обращаются к конкурсной практике в расчете получить максимально широкий спектр сильных, интересных, высокопрофессиональных, вписанных в мировую повестку дня, призванных стать предметом особой гордости, словом — самых-самых идей и концепций. А если претендуешь на лучшее, приходится забыть о жалости ко времени, к силам и деньгам, что бы там в основе твоих претензий ни лежало — перфекционизм, реальная необходимость или просто желание быть в тренде.
*Есть в распоряжении Business FM.