Квартира по цене суицида, или Как обманывают на рынке жилья - «Недвижимость»
Почему на рынке жилья по-прежнему столько жулья
Только что в Подмосковье 150 новостроек оказались самостроем на разных стадиях обмана. Люди авансом покупали интернет-картинки. Вполне возможно появление 48 тысяч потерпевших с потерей 7 миллиардов долларов предоплаты. Почти половина квартир на ипотеке, надежда на семейное счастье. Большая часть под залог единственных тесных квартир. Покупателям предъявлялся пакет разрешительных документов. Фиолетовые печати как божественные доказательства подлинности. Говорят, поддельные.
Примета сомнительных договоров – в них вбухивается едва не весь рахитичный федеральный закон № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» Надо сразу смотреть, в каком суде предложено рассмотрение споров. Если не по выбору клиента – бегите прочь. Ловушка. «Личный» судья застройщика тоже человек. Знакомым предложил пробно отнести подмосковный «пакет» на подворье старины Грефа для получения кредита. Топ-1 по рейтингу Центробанка отказал на стадии перелистывания.
Выдавшие ипотеку банки тоже лопухнулись? Кредитным учреждениям с колокольни на аферистов. Если застройщик банкрот – навар банка до небес. Главное, чтобы квартирка у горемыки-заемщика была юридически открахмалена, без проблем для изъятия. Судебные приставы обомжуют заёмщиков, банки продадут квартиры с учетом процентов и штрафов. Суициды не редкость среди рабов ипотеки.
А что происходит на вторичном рынке жилья (жулья?) уже в Москве? Этим летом провел увлекательное путешествие в мир мошеннических грез. Дал объявления о продаже своей квартиры. Прикинулся одиноким ботаником.
…Телефон кипел. Некто пришло смотреть квартиру и тут же сурово объявило: за поиск покупателя беру 200 тыс. руб., полбабла вперед. А вот лично сам глава маклерской фирмы. С фирменным буклетом на двух листочках ширины туалетной бумаги. Фейсы начальников департаментов его суперфирмы: первичного жилья, вторичного, ипотеки, международного. Проверил: все департаменты в комнатушке 12 метров. На что рассчитывают? На малое, вдруг кто еще дурнее.
Что нужно кидалам? Если вы продавец, завладеть оригиналом документа на квартиру,доверенностью распоряжаться, и вместо ожидаемых 8 миллионов руб. вы получите 4, либо ничего. Что скажут в суде и полиции? Выдали доверенность на право продажи? Вас физически принуждали? Нет? Тогда не к нам.
Если вы покупатель, из вас выжмут немалый аванс, и если на третий раз откажетесь от предложенного квартирного хлама, аванс не вернут. Не выдавайте авансы, не заключайте договоры. Ответ для агентов один: есть готовое предложение? Посмотрю. Понравится, тогда и обсудим.
Если вы настаиваете на обмене своей квартиры на меньшую с доплатой, не обольщайтесь, что договор мены вас защитит. Мол, если с новой квартирой что-то не так, вернусь обратно в свою квартиру. Посредник не отвечает, если квартира обременена правами третьих лиц: ошибочно признанных безвестно отсутствующими в судебном порядке; детьми, не включенными в приватизацию; находящимися в армии или в местах лишения свободы; выбывшими в интернаты, дома инвалидов; не в залоге. Или в судебном споре, под арестом. Если владелец состоит на учете в психушке или наркодиспансере, его родственники успешно опротестуют сделку как совершенную недееспособным лицом. У жуликов такие квартиры заранее заготовлены. Тут же вашу перепродадут, покупателя суд признает добросовестным приобретателем, а вот из новой квартиры вас вынесут приставы. Еще и доплату отберут решением суда.
Не надейтесь, что гарантией станет договор с крупной риелторской фирмой. Такая вышла на связь со мной. «Сегодня приеду смотреть квартиру, и подпишем договор». Прыть, как у голого жениха. Смотрю договор. Уже сам текст напоминает признаки ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Фирма намерена сразу получить доверенность. Юридически это переуступка права распоряжения. Ученый экономист скажет: кто распоряжается собственностью, тот ее и танцует. Ваша подпись, и капкан захлопнется. Теперь вы зависите только от гуманизма коммерсантов.
А какой банк у этой фирмы? С регистрацией в Минске, владелец гражданин Швейцарии, Минфином США внесен в «черный криминальный список». А почему не открыть счет в московском? Больше доверия. Классика бизнеса выглядит устаревшей. Если клиент чудом пробьет решение суда – за бугром на это решение даже чихать не станут. Отделение банка в Москве без юридического лица, с ответственностью бабки, торгующей на тротуаре.
Фирма лихо сбрасывает с себя все обязательства по проверке юридической чистоты квартиры и навязывает их владельцу. Ему предстоит добыть два десятка справок с момента заселения дома, и он очень большим количеством рублей отвечает за их достоверность! Некая оплошность, по мнению фирмы, и ему выкатят иск с требованием возмещения расходов (в судебной практике Москвы было до миллиона рублей) и уплаты вознаграждения по договору без его исполнения фирмой. Такие сделки называются кабальными, юридически ничтожными, и не могут быть приняты к судопроизводству. Однако суд по месту нахождения фирмы вынесет решение в пользу фирмы. «Кабальность» - понятие зыбкое.
Бывает и так: после выдачи доверенности на продажу к вам явится незамысловатый мужичок Лёха с группой поддержки в подъезде и предложит съездить на рыбалку. Если вы с бодуна и жажда три по 100 в хорошей компании, тогда беда. Клофелин это не средство от клопов. Вывезут и зароют.
У заряженных на обман маклеров есть и такой способ отъема денег: банковская ячейка. Туда по договору покупатель сложит оплату за вашу квартиру, и вы отправитесь регистрировать сделку. После этого доступ к ячейке. А там тю-тю! Узнал на Петровке, 38: «тю-тю» десятки эпизодов в год. Почти всегда отказы в возбуждении дел. При вас закладывали деньги в ячейку? Да. Надо было заключать договор с банком об ответственном хранении.
Впрочем, у банков есть и свой преступный променад. На днях прошли обыски в московском банке «Смоленский» и еще в трех. Люди обращались за ипотечными кредитами, а клерки подсовывали им договоры продажи квартир и хитро завладевали подлинниками документов. У квартир появлялись новые владельцы. В следственном управлении полиции сообщили: уже выявлены 100 эпизодов. Тянет на 70 миллионов долларов, расходы полпуда бланков мелким бисером.
Запросил в органе регистрации квартирных сделок – в Москве до 100 тысяч ежегодно. Запросил статистику Минюста – тысячи опротестовываются в судах. Поток исковых заявлений банков на отчуждение заложенных под ипотеку квартир.
Из гильдии риелторов мрачный комментарий: «Отменили лицензирование, и набежали аферисты». Было лицензирование, и была риелторская компания «Хелп» (помощь, англ.). Зарыла в землю 600 одиноких стариков и алкашей. Хелп! Известный мне полковник полиции, с лицензией в виде мундира, окучивает одиноких бабушек обещанием бесплатного кефира и врачей по первому оху (договор ренты с пожизненным содержанием, переход права собственности сразу после подписания). Затем бабулька на джипе доставляется в Подмосковье, где за ней надзирает мускулистая жена кормильца.
Вся проблема в дурном законодательстве. 450 охотнорядцев ГД РФ не в силах сформулировать способы правовой защиты. В 2004-м выпекли ФЗ 214. Это дуршлаг, многодырчатое кухонное средство для обезвоживания лапши. Выдержат не всякие уши. Если застройщик сбежал или обанкротился, жаловаться некуда.
В Госдуме зависла новая редакция Закона о нотариате. По этой версии нотариус наделяется правом тотальной проверки квартирной сделки, зачислением предварительных платежей на свой банковский счет и обязанием личной ответственности. Проходимцы не пойдут с вами к такому нотариусу, значит, не придут к вам.
Спорю: законопроект будет заболтан. Закон бабла выше гражданских законов: оборот рынка квартирных купи-продай в Москве 50 миллиардов долларов в год. Кто же отдаст ТАКОЕ нотариусам?
Источник: kp.ru