С 1 февраля россиянам должны поднять зарплату: кому и на сколько - «Бизнес»
Источник: Московский Комсомолец
Работодатели должны повысить зарплату сотрудникам с 1 февраля. Как напомнил Минтруд, предприятия обязаны увеличивать заработную плату работников в соответствии с ростом потребительских цен — об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, периодичность и порядок повышения дохода персонала фиксируют в трудовом и коллективном договорах, а также в локальных нормативных актах организации. За своевременной индексацией зарплат следит государственная инспекция труда — нарушения приводят к штрафам для работодателей. Однако, судя по последним соцопросам, реальное повышение планирует, в лучшем случае, треть работодателей.
Когда речь заходит о массовом повышении зарплат, чаще всего это касается бюджетников. О занятых в частном секторе речь заходит реже. Однако же и для них законодательство предусматривает периодический рост зарплаты – работодатель не вправе отказаться от этого и обязан повышать зарплаты на уровень инфляции.
Вот и с 1 февраля 2022 года работодатели обязаны проиндексировать заработную плату сотрудников. Росстат опубликовал размер индексации заработной платы – 8,39%. По закону, индексация зарплаты сотрудников – обязанность, а не каприз работодателя. Процесс повышения дохода персонала зафиксирован в трудовом и коллективном договорах. Инспекторы Роструда во время проверок вправе запросить у работодателя документы по индексации зарплаты – в соответствие с Трудовым кодексом. Если таких документов не будет, работодателя привлекут к ответственности. Штраф грозит и в том случае, если документы по индексации есть, но фактически работодатель зарплаты не увеличивает.
Если все компании и предприниматели будут следовать закону, зарплаты в 2022 году должны будут возрасти примерно на 8%. Но на самом деле ситуация сложнее – некоторые частные структуры повышают их ежеквартально (и по факту они уже частично «нагнали» рост цен 2021 года), другие повысят их лишь к концу года. Проблема в том, что в частном секторе каждый работодатель планирует повышение зарплат индивидуально – исходя из прогноза по выручке и прибыли, рыночной ситуации, свободного денежного потока и многих других факторов. Централизованно об этом никто не отчитывается, поэтому реальную картину показывают только результаты опросов и независимых исследований. А они дают неоднозначные результаты.
Так, согласно данным недавнего опроса PwC, индексировать оклады в 2022 году большинству своих сотрудников готовы почти 64% опрошенных компаний, около 22% – лишь ряду категорий работников. А вот статистика Центра стратегических разработок (ЦСР) по 10 тысяч компаний из разных сегментов малого и среднего бизнеса менее оптимистична. Лишь 33% компаний намерены повысить зарплаты в 2022 году, среднее повышение составит около 11%; 44% опрошенных компаний оставят зарплату без изменений, а в 4% компаний намерены даже сократить зарплату.
Прокомментировать перспективы февральского повышения зарплат, «МК» попросил экспертов.
Наталья МИЛЬЧАКОВА, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»:
«Безусловно, будут проиндексированы зарплаты работникам бюджетной сферы. А вот в частном секторе всё не так однозначно. Дело в том, что, в отличие от индексации зарплат бюджетникам, Трудовой кодекс РФ и российские законы не устанавливают конкретного порядка или механизма индексации зарплат работникам частного сектора, и тем самым наше законодательство делает определённый «реверанс» в сторону работодателей, а не наёмных работников, которых вопрос об индексации зарплаты касается в первую очередь. То есть работодатели имеют право провести индексацию просто в форме повышения зарплат или выплаты премий. Правда, в последнем случае от работодателей требуется зафиксировать в корпоративном положении или ином документе о премировании, что выплата премий является формой индексации (повышения покупательной способности) доходов сотрудников, а не формой поощрения за достижения в работе. И если на предприятии есть профсоюзный орган или, например, коллективный договор, работники через эти институты вправе добиться, чтобы работодатель не смешивал премирование с обязательной индексацией зарплат. А в тех частных фирмах, где таких институтов нет, вопросы об индексации, как правило, решает работодатель на своё усмотрение. Не говоря уже о том, что около 30% наёмных работников получают зарплаты в конверте, и их работодатели вопрос о «государственной» индексации просто игнорируют или очень вольно трактуют в своих, разумеется, интересах. Так что «плюшки» в виде индексации зарплат с 1 февраля для наемных работников будут, но не для всех одинаково – некоторым придется надеяться исключительно на порядочность и щедрость своих начальников».
Андрей ЛОБОДА, директор по внешним связям BitRiver:
«Сегодня в России складывается интересная ситуация – «верхи» хотят помочь народу не на словах, а на деле, дают правильный посыл работодателям. Но вот интересно: почти все государственные и частные учреждения не особо торопятся делиться новостями о полагающейся индексации на 8,39%.
За восемь прошедших лет в России сложилась удивительная ситуация: бизнес на фоне экономической турбулентности сумел сохранить высокую доходность, но пострадали работники, они оказались, по сути, крайними и их зарплаты фактически не индексировали. Низкий уровень ответственности бизнеса в России по-прежнему проявляет себя и в дискриминации работников в так называемых тарифных сетках компаний по регионам. Зарплаты сотрудников одной и той же компании могут различаться в разы в разных регионах присутствия. Бизнесу стоило бы пойти на опережение и переосмыслить зарплатную политику».
Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:
«Индексация заработной платы на величину инфляции предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Её необходимо проводить и госорганизациям, и частным работодателям. Для бюджетников она предусматривается в соответствующих статьях бюджетов. Для госкорпораций и частных компаний порядок индексации должен быть установлен трудовыми договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
При этом нужно учитывать, что огромное число предприятий, в условиях падения выручки из-за сохранения посткризисных явлений, не будет иметь финансовые возможности для индексации. В таких случаях возможна частичная индексация – на меньшую величину по сравнению с инфляцией.
Однако практически даже сохранить существующий уровень зарплат во многих компаниях будет крайне нелегко. Поэтому для бизнеса вероятен массовый отказ от индексации. Ну а возможная оплата штрафа – «меньшее зло» для компании по сравнению с затратами на индексацию зарплат сотрудникам».