Как работать с зумерами: 7 особенностей нового поколения и советы руководителям - «Бизнес»
Источник: E-xecutive.ru
На рынок труда вышло новое поколение – молодые люди, рожденные в 1997–2012 годах. Какие они сотрудники, в чем особенность их поиска работы и взаимодействия с руководителем и командой?
Итак, для зумеров неважно долгое, постепенное выстраивание карьеры. Их совершенно не мотивирует вариант прийти в компанию на начальную позицию, стажером и год за годом наращивать компетенции, поднимаясь в должности и зарплате. При найме на работу они четко обозначают желаемую должность и зарплату. Часто это соответствует среднерыночным зарплатным показателям в отрасли и раздражает нанимателей. Закономерная реакция начальника поколения Х: «Но у вас совсем нет опыта, такую зарплату мы платим сотрудникам со стажем 5-7 лет!».
Такая разница в подходах порождает конфликт и непонимание. В результате часто зумеры отказываются от предложений с низкой, по их мнению, зарплатой. И продолжают, например, жить с родителями, порождая разговоры об их инфантильности. Реагируя на ситуацию, работодатель начинает искать «другую молодежь», не до конца осознавая, что это – типичное поведения для «зетов».
Еще один важный аспект: поколение Z избегает рутины. Однообразие их раздражает, они считают, что, выполняя такую работу, тратят время своей жизни напрасно. Поэтому легко могут бросить работу, даже если проходили длительный отбор и обучение. Для зумера, устроившегося продавцом-консультантом, нормально отказаться от работы по причине «низкой проходимости точки». И фиксированная плата «за выход» не решает проблемы, зумер признается: «Мне скучно, и я пойду поищу себе что-то еще». Они не держатся «за место», по крайней мере, пока они еще молоды, могут рассчитывать на поддержку родителей, не создали собственных семей, не обросли кредитами и ипотеками.
Зумеры не любят напрягаться ни физически, ни эмоционально. Они не готовы к тяжелому физическому труду. Например: рассказывать покупателям о товаре – да, а разгружать коробки на складе и перемещать товар по магазину – нет. Переработки, необходимость выйти пораньше и уйти попозже их раздражает и вызывает сопротивление. Они могут прямо сказать руководителю, что надо все организовать по-другому, а не устраивать авралы и нагружать сотрудников.
Зумеры хотят получать удовольствие здесь и сейчас. Если работа не интересна, не увлекательна, не приносит приятных эмоций, мотивация зумера падает до нуля. Эмоции вообще очень важны и воспринимаются как базовая ценность. Зумер не будет терпеть скуку, а тем более грубость от коллег или руководства ради денег или продвижения по службе. Эмоциональный негатив они воспринимают как агрессию, нарушение личных границ, а это уже святое. Зумер на полном серьезе может обосновать уход с дежурства тем, что «ему стало неприятно находиться рядом с этим человеком», или потребовать компенсации в виде отпуска или отгула за «период негативного общения с недовольным клиентом», объясняя это необходимостью восстановить душевное равновесие.
Зумеры хотят видеть смысл и результат своей деятельности. Они не готовы быть просто винтиками в большом механизме, им важно понимать смысл своей работы, и видеть результат своих усилий. Если зумера «зажигает» задача, он полностью преображается, будет усердно работать, искать информацию о товаре или услуге, с которым работает, заниматься самообразованием, нарабатывать новые навыки. Он может показать очень впечатляющие результаты и приятно удивить своего руководителя, но лишь при условии интересной и воодушевляющей задачи.
Зумеры предпочтут работать удаленно или иметь гибкий график. Их жизнь состоит из множества увлекательных вещей: общения с друзьями, спорта, хобби, разнообразных мероприятий и работа – далеко не самое главное. Они могут уже при первой встрече заявить работодателю, что во вторник и четверг будут приходить позже, потому что с утра тренируются в спортзале. А раз в месяц устраивать себе выходной посреди недели, чтобы психологически разгрузиться. В парадигме мышления зумера бизнес должен учитывать интересы и требования человека.
Как выстраивать работу с поколением Z
1. Понять, что это не «странный кандидат» или «низко мотивированный сотрудник», это целое поколение людей, выращенное родителями-Х. Это результат «педагогики иксов» постоянно оберегавших своих детей от трудностей и проблем, предоставлявших им огромное количество ресурсов для развития, постоянно хваливших и внушающих идею об исключительности.
2. Принять факт, что от Z-поколения невозможно укрыться, как от плохой погоды и «пересидеть» кадровую проблему. Рынок активно наполняется представителями этого поколения и во многих «цифровых» профессиях никто, кроме зумеров, работать не сможет.
3. Учиться взаимодействовать. С ними нужно учиться строить диалог, понимать, как они устроены, что ими движет, как они мыслят и принимают решения. Как бы странно это не звучало, но руководителю поколения X или Y желательно создать аккаунты в TikTok и Instagram и пытаться понять, что за жизнь там происходит, посмотреть несколько молодежных сериалов и подписаться на музыкальный контент. Возможно, это не будет увлекательно, но даст представление о том, как мыслит и что ценит новое поколение.
4. Сформулировать для себя и проработать базовые характеристики зумеров: цифровой формат жизни, стремление не читать, а смотреть – они предпочитают видеоконтент текстовому, высокая потребность в приятных эмоциях и личном комфорте, стремление к свободе и желание работать удаленно, по гибкому графику, парадигма «здесь и сейчас, все и сразу».
5. Учитывать, что для зумеров цифровой мир так же реален, как и «офлайн». Порой они не чувствуют четкой границы между этими реальностями. Они могут не воспринимать руководителя, отправляющего распоряжения по электронной почте, предпочитая контактировать в мессенджерах, или поссориться с коллегой из-за ситуации в компьютерной игре.
6. Следить за качеством коммуникаций. Зумеры, очень общительные в интернет-пространстве, могут быть замкнутыми и стеснительными в живом общении. Как это ни парадоксально, но их коммуникативные навыки у них хуже, чем у представителей поколения Y (миллениалов) и, тем более, Х (иксов).
7. Поддерживать их мотивацию. Без мотивации и позитива зумер как сотрудник малопродуктивен, а подчас и бесполезен. Ему нужно ставить конкретные и короткие задачи, простые и легко поддающиеся объективной оценке. Давать возможность для свободы, творчества и самовыражения, но привязывать это к конечному результату.