Давление труда - «Бизнес»
Источник: Известия
Консолидация социума и власти, а также проактивная позиция самого бизнеса приведут к трансформации стоящих перед страной геополитических рисков в перспективы для экономики. «Сейчас не только время новых вызовов, но и новых возможностей. Огромную роль сыграет частная инициатива — малое и среднее предпринимательство», — заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
Правительство последовательно работает над созданием комфортного делового климата: регуляторная гильотина, мораторий на проверки, вовлечение органов прокуратуры в вопросы защиты предпринимателей. Именно благодаря поддержке малого бизнеса удалось избежать обвала экономики, подчеркнул глава государства.
Фиксируемые изменения поднимают вопрос об идеологической и практической переориентации бизнеса на достижение глобальных целей: поддержание отечественной экономики, развитие импортозамещения, новых технологий и производств. Ключевыми, с точки зрения дальнейшей траектории, становятся вопросы реформирования законодательства и контрольно-надзорной деятельности.
Уголовное право не должно восприниматься как универсальный инструмент воздействия на бизнес или на неугодного оппонента. «Свобода предпринимательства — важнейший элемент экономического суверенитета. […] Перегибать палку ни к чему», — заявил президент.
Разумная либерализация уголовного и уголовно-процессуального кодексов, а также пересмотр экономических составов в законодательстве может обеспечить защиту интересов общественно значимых инициатив, социальных проектов, технологических разработок и компаний, ориентированных на импортозамещение. И речь здесь идет не об «индульгенции» для бизнеса, а о гарантиях в уголовном процессе, о безусловном компромиссе между публичными и частными интересами в экономической сфере.
Традиционно в качестве препятствий для предпринимательства выделяют силовое и административное давление, а также три блока проблем при взаимодействии с правоохранительными органами: организационные, процессуальные и квалификационные.
Первый блок связан с недостаточной скоординированностью правозащитных функций органов и организаций. Нередко уголовные дела возбуждаются преждевременно, причем по спорам, пограничным с гражданско-правовыми. При этом реальность — это изъятие документов и имущества, проверки, заключение под стражу. Она настигает предпринимателя уже на стадии предварительного следствия, приводя к банкротству компаний, снижению поступлений в бюджет и потере тысячами людей рабочих мест.
Во многом меры защиты бизнеса уже интегрированы в систему, а проблема заключается в правоприменительной практике. Например, преступления в сфере предпринимательской деятельности часто не признаются таковыми, а следовательно, к обвиняемым не применяются ограничения ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ (их помещают в СИЗО, хотя не должны). Кроме того, изъятые документы и техника хранятся без процессуального статуса, не возвращаются владельцу, не отправляются на экспертизу.
Квалификационные вопросы находятся в тесной связи с организационными и процессуальными. Приведу пример: в ст. 159 УК РФ («Мошенничество») есть части 5–7, которые предусмотрены непосредственно для предпринимателей. Однако, по статистике, они возбуждаются крайне редко. Как правило, бизнесмены привлекаются по общеуголовным частям. Таким образом, владелец компании лишается возможности возместить ущерб, уплатить двукратный штраф и быть освобожденным от уголовного наказания, а государство недополучает бюджетные поступления.
Деловые объединения уже обеспечивают диалог предпринимателей и власти, оказывающий положительный эффект на снижение административного и силового давления. И важно продолжать эту работу. В частности, среди первоочередных мер необходимо рассмотреть защиту бизнеса от противоправных действий четко применяемым уголовным законодательством. При расследовании дел необходимо соблюдать те правовые гарантий, которые предусмотрены для этой категории лиц.
Мы выступаем также за включение вопросов защиты прав предпринимателей в состав уголовно-правовой политики. Это позволит оценить предлагаемые корректировки комплексно, с учетом отложенных во времени юридических и экономических последствий. Среди них — крайнее напряжение бюджета, рост числа недобросовестных игроков и всплеск криминальных деяний в новых сферах. А это значит, что рациональная либерализация может сочетаться с ужесточением отдельных норм, которые направлены на защиту реального бизнеса — как в случае ответственности для организаторов площадок по беспорядочной продаже «бумажного» НДС.
Автор — руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора