Тяжесть короны. Как пандемия изменила риэлторский бизнес Воронежа - «Новости регионов»
Источник: Domostroyrf.ru
По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, в 2020 году пандемия и последовавшие карантинные ограничения примерно в равной степени отразились на риэлторском бизнесе по всей России.
«Где-то вводились более жёсткие ограничения, и риэлторы были вынуждены вообще свернуть свою активность на какое-то время, а где-то количество сделок, совершаемых при посредничестве рителторов, просто незначительно снизилось», — говорит аналитик.
Портал ДОМОСТРОЙРФ.РУ выяснил, как пандемия повлияла на риэлторский бизнес Воронежа, попал ли он под удар «коронакризиса», как меняется сейчас спрос на жильё, и стоит ли ожидать сюрпризов в этом году.
Пандемия как повод расширить список услуг
Несмотря на неудобства и препятствия, возникшие в результате пандемии, в некоторых регионах риэлторские услуги были весьма востребованы. Яркий тому пример — Воронежская область, где порождённые «коронакризисом» реалии послужили для риэлторского бизнеса фактором расширения поля деятельности.
«Активность воронежских потребителей во многом была вызвана программой льготной ипотеки, запущенной в середине апреля прошлого года, в совокупности с изменением курса валют. Жители региона пользовались услугами риэлторов не только для подбора жилья, но и для совершения более сложных сделок, — говорит президент ассоциации «Эксперты Рынка Недвижимости Черноземья» Наталия Колесникова.
Заметное оживление наблюдалось и на межрегиональном рынке — в условиях пандемии в Воронеж устремились жители других регионов, главным образом, для улучшения условий проживания. Как следствие, вырос спрос на обмен недвижимости, приобретение квартир и земельных участков.
Тем не менее, подобная ситуация сложилась не сразу. Для воронежского рынка риэлторских услуг, как и для других отраслей экономики по всей стране, очень тяжёлым выдалось самое начало «коронакризиса» — апрель и май 2020-го.
«В период самых жестких ограничений рынок недвижимости практически встал, но это длилось не более трёх недель, — вспоминает специалист по недвижимости Центра недвижимости и юридических услуг „Квадратный метр“ Алексей Ковтун. — Далее мы столкнулись с еще одной проблемой — когда появилась возможность работать и показывать объекты, сделки стали регистрировать только по электронной записи, а очередь была расписана на две недели вперёд».
По его словам, от обычного экономического кризиса ситуация отличалось еще и тем, что производители строительных материалов были вынуждены заморозить производство, а это повлекло за собой сбой графика поставок материалов на стройки. Также многие бригады гастарбайтеров оказались изолированными и не смогли приехать в Россию на работу, поэтому застройщики еще столкнулись с дефицитом рабочей силы. А это тоже в значительной мере сказалось на себестоимости строительства. Но уже в июне—июле всё нормализовалось — сделки стали заключаться чаще, в основном за счет возвращения на рынок нереализованного спроса весенних месяцев.
«Потом последовала вполне естественная стадия балансировки рынка вокруг равновесного состояния, определяемого соотношением спроса и предложения, — констатирует аналитик ГК „Финам“ Алексей Коренев. — Можно сказать, что уже сейчас этот вид бизнеса работает в полноценном режиме, не испытывая каких-то специфических осложнений».
Как отмечает Алексей Ковтун, спрос на новостройки позволили сохранить меры государственной поддержки, такие как материнский капитал, сертификат молодой семьи, ипотека по сниженной ставке.
Покупка или аренда? Первичное жильё или вторичное?
По мнению экспертов, риэлторские услуги в Воронеже традиционно востребованы при дорогих сложных операциях с недвижимостью.
«Если говорить об аренде, то чаще всего воронежцы ведут поиск квартир самостоятельно. В агентство они обращаются лишь в том случае, если сами не находят подходящих вариантов, — пояснил Алексей Ковтун, — а при покупке жилья люди охотнее сотрудничают с агентствами, поскольку понимают все риски „прямой“ сделки».
При этом воронежцы охотнее соглашаются платить проценты по ипотеке, чем отдавать деньги за аренду. Особенно — в сложившихся реалиях.
«На сегодняшний день ипотека стала более доступной, а аренда превратилась из досадной необходимости в одну из опций осознанного выбора», — добавляет Наталия Колесникова.
Ещё один фактор, говорящий в пользу приобретения собственного жилья — это возможность взаимодействовать с ипотечными брокерами, которые работают в каждом сертифицированном агентстве недвижимости. С их помощью клиенты могут значительно повысить свои шансы в части одобрения займа.
Как отмечает Наталия Колесникова, в настоящее время большой популярностью у жителей региона пользуются новостройки.
«Если раньше первичное жильё составляло примерно 20–23% от всего оборота отдельно взятой компании, то в 2020 году данный показатель увеличился до 35–40%.На это оказали влияние как объективные факторы, а именно повышение качества строительства, так и различные формы господдержки».
При этом Наталия Колесникова подчёркивает, что ситуация, сложившаяся за последний год на воронежском рынке недвижимости, носит лишь временный характер, а общая тенденция такова, что пальму первенства, как и раньше, будет удерживать вторичное жильё.
Дальнейшие прогнозы
Алексей Ковтун считает, что в 2021 году, при сохранении всех мер поддержки, резких скачков и падений потребительской способности не ожидается.
По мнению Наталии Колесниковой, ближе к лету будет наблюдаться стагнация по цене, ибо покупательский спрос, находившийся в 2020-м на пике активности, немного спадёт в текущем году.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев смотрит в ближайшее будущее с умеренным оптимизмом.
«С одной стороны, уже ко второму полугодию пандемию коронавируса, вероятно, удастся взять под контроль. По крайней мере, на это есть большие надежды. Одновременно начнет восстанавливаться рынок труда и, быть может, доходы россиян перейдут к устойчивому росту» — рассуждает он.
Но с другой стороны, отмечает аналитик, прекращение действия программы льготной ипотеки, спровоцирует некоторое охлаждение рынка жилой недвижимости, что может сказаться и на деятельности риэлторов.