Марат Хуснуллин: Донбасс - это крупнейшая стройка в стране - «Новости регионов» » Новости рынка недвижимости
Марат Хуснуллин: Донбасс - это крупнейшая стройка в стране - «Новости регионов»
Елена Егорова Источник: Московский Комсомолец Вице-премьер Марат Хуснуллин не любит читать справки и доклады подчиненных, предпочитая во всех вопросах разбираться сам. «МК» с большим трудом застал вице-премьера в Москве и расспросил о том, как продвигается восстановление вошедших в состав России

Елена Егорова
Источник: Московский Комсомолец
Марат Хуснуллин: Донбасс - это крупнейшая стройка в стране - «Новости регионов»

Вице-премьер Марат Хуснуллин не любит читать справки и доклады подчиненных, предпочитая во всех вопросах разбираться сам. «МК» с большим трудом застал вице-премьера в Москве и расспросил о том, как продвигается восстановление вошедших в состав России территорий, стоит ли ожидать продления льготной ипотеки и когда к нам приедут строители из Северной Кореи.

Будучи главой стройкомплекса Москвы, Марат Хуснуллин по выходным объезжал столичные микрорайоны, чтобы найти площадки для новых объектов и убедиться, что уже начатые стройки не выбиваются из графика.

После перехода в правительство фронт работ значительно расширился, но подходы не изменились: при каждом удобном случае Хуснуллин старается отправиться «на точку» вне зависимости от того, где она находится — в Дальневосточном федеральном округе или на Донбассе, который, по его словам, превращается в самую большую стройку страны.

- Марат Шакирзянович, когда последний раз вы были в новых регионах?

- Я туда езжу практически каждый месяц, начиная с апреля. Был во всех четырех новых субъектах. Вот только неделю назад вернулся из Мариуполя и Волновахи. Я особо не афиширую свои поездки, потому что там диверсионные группы работают. И работают в первую очередь по крупным руководителям

- В каком состоянии находятся присоединенные территории?

- Самый тяжелый город - это Мариуполь. Там огромное количество разрушенных домов. 530 пойдут под снос как не подлежащие восстановлению.

Отступая, ВСУ уничтожали все, что было на их пути. В ряде микрорайонов разрушены более, чем 50% зданий, в других поменьше. Есть такие, которых боевые действия практически не коснулись, не считая выбитых окон.

В Волновахе тоже серьезные разрушения, но мы ожидали более плохой картины. А сейчас я посмотрел - 50% точно сможем восстановить.

В Северодонецке и Лисичанске 20-30% разрушений в разных микрорайонах. В Запорожской и Херсонской областях особых повреждений зданий, к счастью, нет.

- Как люди встретят приближающиеся холода? У них будет тепло, вода, свет?

- В Мариуполе мы уже имеем 70% готовность по многоквартирным домам, а также по социальным объектам. И продвигаемся хорошими темпами. Наша задача — подвести все коммуникации, сделать крыши, вставить окна, полностью закрыть тепловой контур.

По индивидуальному жилью работа идет сложнее, многих владельцев нет. В частном секторе необходимо восстановить линии электропередач, дать воду и, если есть возможность, газ.

Дальше мы приняли решение давать людям деньги на ремонт внутренних помещений, а также выделяем гуманитарную помощь в виде стройматериалов. Но есть объективные сложности — надо обследовать и оценить большое количество домов, а специалистов не хватает. Вот сейчас решили направить туда людей из системы Росреестра, чтобы ускорить оценку.

- Какой объем жилья уже прошел через эту процедуру, и сколько людей получили деньги на восстановление своих домов?

- Оценку прошли где-то 50%, деньги — получили первые сотни. Для тех, кто не успеет, мы готовим места временного проживания и в самом Мариуполе, и в других городах. Например, в Волновахе бывшее общежитие железнодорожников сильно пострадало от обстрелов, но подрядчик за два месяца восстановил его и сделал на уровне хорошей гостиницы. В Херсонской области на побережье есть санатории, которые сейчас утепляются.

Люди ожидают, что их дома будут полностью подготовлены к холодному сезону, но невозможно город на полмиллиона жителей (Мариуполь — "МК") за три месяца восстановить. Мы все сделаем по-максимуму — не будем останавливаться ни на сутки, даже зимой.У нас каждую неделю будет добавляться нормальное жилье.

- Разве в Мариуполе сейчас полмиллиона жителей?

- 220 тысяч. Но это все равно половина. К счастью, нам пока погода помогает. Там сейчас тепло, и зимой у них минус 5 средняя температура. Мы очень рассчитываем ускориться за счет высвобождения рабочих, которые были заняты в региональных программах капремонта. В октябре эти работы заканчиваются, и строители смогут приехать в Донбасс.

Сейчас в Мариуполе работают 15 тысяч строителей, до конца года их будет 20-25 тысяч. А всего у нас на восстановлении присоединенных территорий заняты 35 тысяч человек — это сегодня крупнейшая стройка в стране.

"На "Азовстали" будем делать технопарк"

- Сообщалось, что люди могут получить деньги и купить другое жилье взамен разрушенного...

- Да. Мы предоставили такой выбор. Даем по 35 тысяч рублей за метр: человек может в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областях купить какую-то недвижимость или ждать восстановления своего дома.

- Чтобы люди оставались, нужны еще рабочие места. Там были достаточно крупные предприятия, что с ними сейчас происходит?

- Завод Ильича (Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича — "МК") приступил к работе.Там есть ряд машиностроительных заводов — они тоже будут работать. Завод "Азовсталь" как "Азовсталь" работать не будет. Но мы там будем делать технопарк. Это огромная площадка со всей инженерией.

Сейчас заказали работу с оценкой, что там может, а что не может быть восстановлено и какие предложения есть по созданию технопарка. Жители, кстати, поддерживают эту тему.

В свою последнюю поездку я был на вновь запущенной швейной фабрике. Пол-здания, правда, нет. Но в оставшейся половине собрали людей, дали им машинки. Они сейчас загружены заказами, шьют спецодежду для строителей, для военных, для всех. Скорее всего, будет принято решение дать этой фабрике оборотные средства, какие-то деньги на восстановление, чтобы раскрутить производство. Внешний управляющий там есть.

- А частный бизнес?

- Если появятся инвесторы, которые готовы вкладывать значительные средства, мы производства передадим.

- Вы докладывали президенту о разработке мастер-плана Мариуполя. По каким еще городам нужны аналогичные документы?

- Мы хотим делать один мастер-план на всю Северо-Донецкую агломерацию. Там исторически сложилось так, что один населенный пункт переходит в другой. У них разная степень разрушения, разный уровень инженерной обеспеченности, поэтому мы хотим все объединить в один документ, чтобы понять, на чем сконцентрироваться в первую очередь.

Если у нас Лисичанск пострадал меньше, чем Северодонецк, значит, пока нужно делать ядром восстановления Лисичанск, потому что за небольшие деньги мы быстрее восстановим разрушенное там жилье. А дальше уже браться за Северодонецк.

Попасная, например, разрушена сильно. И мастер-план должен ответить на вопрос, нужно ли там полностью восстанавливать жилой фонд? Если мы сохраняем железнодорожную станцию и вагоноремонтный завод, то да, нужно. Если нет, то там до Лисичанска несколько километров. Человек может спокойно на машине или на автобусе ездить на работу. В общем, мы смотрим на эту территорию в комплексе, как на будущую крупную агломерацию.

"Нельзя сказать, что я там без строителей из Северной Кореи не проживу"

- Какие параметры застройки и сколько людей там будут жить?

- В Мариуполе ставим задачу построить 500 тысяч кв. м. за три года, к концу года сдадим 100 тысяч кв.м.

Общих цифр по агломерации пока нет. Когда подсчитаем — скажем. Что касается количества жителей, то все зависит от темпов восстановления: чем быстрее мы восстанавливаем, тем быстрее будут прибывать жители. Некоторые не возвращаются потому, что у них жилья нет. Но сейчас наблюдается интересная статистика: мы видим больший приток со стороны Украины. Видим, что население явно прибавляется

- Когда пошла такая тенденция?

- Последний месяц очень активно Люди ждали решения ключевого вопроса: будет включение в состав России или нет. После того как решили, что это Россия, люди не хотят больше оставаться на Украине, они возвращаются.

- Какие средства в бюджете 2023 года предусмотрены на восстановление новых регионов?

- По мере появления стоимости работ будут вноситься поправки. Деньги есть - у нас каждый год формируются большие дополнительные доходы. И в этом году мы все работы ведем за счет них. Но конкретные цифры я пока назвать не могу.

- Предусматривается ли строительство через агломерацию нового транспортного коридора в сторону Черного моря?

- Мы пока восстанавливаем существующие дороги, которые связывают эти регионы с Россией. От Луганска до Ростова и от Луганска до Донецка в этом году сделаем бОльшую часть дороги. 70% я уже по ней проехал.

Строители работают полным ходом, но нас очень сильно ограничивает заминирование. Все съезды с дорог сильно заминировали - это серьезная проблема. Где они взяли такое количество мин, просто гигантское количество?

Там работают несколько тысяч наших саперов, но времени требуется еще много. Тем не менее, в этом году мы планируем отремонтировать 500 км дорог и восстановить 4 моста. А всего в планах 8 мостов. Мы на Антоновском мосту около Херсона работали, но сейчас прекратили из-за напряженной обстановки. Однако планы готовы, техника готова, люди есть.

- А как продвигается тема с привлечением строителей из Северной Кореи?

- Это тема, которую больше раздувают журналисты. Нельзя сказать, что я там без строителей из Северной Кореи не проживу. Проживу, причем спокойно. Если будет возможность организационная и политическая их привезти, мы привезем, но будем задействовать на Дальнем Востоке, где тоже идет активное строительство. Иначе с учетом логистики это слишком дорогие строители получатся.

- Вы уже обсуждали «политические возможности» приезда северных корейцев с МИДом?

- Я не считаю это глобальным вопросом, который мне надо обсуждать с МИДом. Я глобально обсуждаю вопрос с регионами, как ремонтников на Донбасс отправить. Вот это я обсуждаю каждую неделю, потому что в этом заинтересованы все, включая нашу строительную отрасль, чтобы люди были загружены работой.

"Лифты никто сейчас купить не может"

- Как сейчас поживает строительная отрасль? Видела сообщения Росстата, что 62% в общем объеме строительства сейчас приходится на индивидуальные дома. Получается, строительство многоквартирного жилья падает?

- Нет. Общий объем ввода на сегодняшний день 75,9 млн. кв. м. — это плюс 21,3% к прошлому году. Из них многоквартирных домов 29,6 млн. кв.м. - плюс 6% к прошлому году. То есть мы растет даже по сравнению с рекордами 2021 года.

Но доля ИЖС, действительно, увеличивается. И вот почему. Во-первых, когда началась пандемия, люди ринулись за город. А так как инвестиционно-строительный цикл длинный, те, кто в 2020 году принял решение строиться, сейчас регистрируют свои дома.

Второй серьезный толчок - газификация. Раньше мы газ доводили до границ населенного пункта, а дальше у кого-то денег не было, кто-то собраться организационно не мог. А когда мы сказали, что поможем газ провести, только надо зарегистрировать недвижимость, люди стали это делать. Плюс регистрацию упростили.. Плюс в дороги начали серьезно вкладываться. Вот эти четыре основных фактора, которые привели к увеличению доли ИЖС.

- Судя по вашим словам, это кратковременный эффект.

- Еще год-два эти факторы точно будут работать на рынок. Но есть еще пятый фактор, влияние которого пока не очень значительное, но на который мы очень рассчитываем - это ипотека в ИЖС. Если мы ее разовьем, то приток инвестиций в этот сегмент увеличится. Раньше мы считали, что из 120 млн. кв. м. жилья, на которые нам надо выйти к 2030 году, на ИЖС будет приходится 50 млн кв.м. Но эти показатели уже достигнуты. Теперь думаем, что будет около 60 млн. кв.м. ИЖС в общем объеме.

- А многоквартирка?

- Я прямо хочу сказать: если не будет мер поддержки, строительство многоэтажного жилья будет сокращаться. У нас есть граддокументация на 380 млн. кв.м по всей стране, по которой можно в любой момент начинать строить. Хотим иметь на 500 млн. кв.м. Но кто будет покупать это жилье? Здесь все напрямую зависит от роста доходов населения и от доступности, которую дает ипотека. Пока мы поддерживаем ипотеку, мы поддерживаем спрос.

- Но согласитесь: за последние годы во многом из-за льготной ипотеки цены на жилье выросли очень сильно. В некоторых регионах на 30-40%.

- Средние цены выросли не только из-за льготной ипотеки, а по целому ряду причин. Сначала из-за роста доллара и импортной составляющей, потом за счет подорожания рабочей силы вдвое из-за пандемии, потом был монопольный сговор ряда поставщиков строительных материалов, которые необоснованно подняли цены, сейчас есть проблемы с логистикой.

- Утверждается, что стройка практически не зависит от импорта.

- Смотря какая стройка. В жилье эконом-класса доля импорта в среднем 8%, в дорожном строительстве - 5%, но, например, в офисе класса А в Москве - 40%, а в жилье бизнес-класса, не говоря уже об элитном - до 30%. Есть также неочевидные вещи. Например, доля лифтов в себестоимости высотного строительства составляет пару процентов, но их никто сейчас купить не может. И, следовательно, невозможно запустить дома.

- И что делать?

- Будем кооперировать с азиатскими производителями и собирать лифты у себя.

- Азиатские производители готовы кооперироваться?

- Будем им делать предложения, от которых они не смогут отказаться. Мы же не можем начатые дома по 100 метров и выше бросить и не достраивать. Впрямую купить лифт нельзя, но можно решить вопрос через комплектующие.

- То есть параллельный импорт в стройке работает?

- Работает, но не все так быстро, как хотелось бы.

"Инфляции надо бояться, но не до такой же степени"

- Читала, что застройщики перестали запускать новые проекты и концентрируются на достройке начатых.

- Это очень опасная тенденция. Длинные проекты сейчас начинать не хотят, потому что застройщик должен вложиться сегодня, а прибыль сможет получить, только когда полностью закроет проект. До этого деньги покупателей будут лежать на эскроу-счетах.

А кто знает, что произойдет через пять лет? У нас постоянно что-то происходит. Поэтому да, в условиях неопределенности есть риски снижения объемов строительства.

В этом году все будет хорошо, рекорд уже у нас в кармане, но надо думать не над сегодняшним днем и даже не над завтрашним. Следующий год мы тоже обеспечим за счет имеющихся заделов. Но если мы сейчас не будем начинать новые проекты, то в 2024-25 г.г. может получится провал.

- Слышала про минус 25%. Как вам такая оценка?

- Все, кто сегодня что-то оценивает, вилами на воде пишут. Все будет зависеть от нескольких фактов. Главное, как будет в целом развиваться экономика, какой будет рост или падение.

- Вы пессимист или оптимист?

- Я оптимист. И считаю, что в нынешней ситуации, несмотря ни на что, надо вкладывать в инфраструктуру и принимать решения, стимулирующие жилищные инвестиции. Это для нас выгоднее всего, потому что основной инвестор в жилье - население. Нам надо дать населению веру, что мы стабильно будем заниматься развитием и поддержкой жилищного строительства. А не будем шарахаться в другую сторону. Надо сказать людям, что они вложенные в стройку деньги не потеряют, а также обеспечить доступность жилья через рост доходов и дешевую ипотеку.

- Правильно я понимаю, что вы сторонник сохранения льготной ипотеки?

- Я считаю, что льготную ипотеку нужно сохранять и нужно снижать ставку. 7% - это вполне приемлемая ставка, но вообще должна быть 5%. Кроме того, ипотека должна быть доступна и на вторичном рынке, так как многие продают старую квартиру, чтобы купить новую. Со мной не согласны коллеги из финансового сектора, но я уверен в своей правоте.

- Чья возьмет?

- У нас нет такого. Коллеги говорят, что это повлияет на инфляцию, а я считаю, что поддержка строительства в любом случае принесет больше пользы экономике, чем вреда. В Китае жилищное строительство дает 25% ВВП страны, у нас вся стройка - 14% ВВП. Если у нас нефтяной и газовый сектор будут падать, на чем мы будем расти?

- Видимо, на оборонке.

- Ее доля не такая большая. А стройка уже дает 14% ВВП, мы вторые после нефтегазовой отрасли. И можем расти.

Еще раз повторю: надо не ограничивать инвестиции в инфраструктуру, а, наоборот, строить дороги и создавать людям возможности для улучшения жилищных условий, стимулировать жилищное строительство.

Нужны длинные сроки ипотечных кредитов, уменьшение годовой нагрузки на заемщика, снижение первоначального взноса. Приведу в пример казахов: у них 5% первоначальный взнос, 5% ставка, 25 лет срок кредита. И у них строительный бум!

Не давать денег из-за того, что мы боимся инфляции? Надо ее бояться, но не до такой же степени. Волков бояться - в лес не ходить.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика