Цены на жилье могут снизиться больше, чем в 2015-2017 гг. Прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья на 2022 год и последующие годы от IRN.RU - «Аналитика рынка» » Новости рынка недвижимости
Цены на жилье могут снизиться больше, чем в 2015-2017 гг. Прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья на 2022 год и последующие годы от IRN.RU - «Аналитика рынка»
Источник: IRN.RU События на рынке недвижимости московского региона развиваются по сценарию 2014-2017 гг., когда на фоне обострения геополитической обстановки, санкций, а также макроэкономических катаклизмов столичный метр потерял от 10% до 20% своей стоимости. Однако сейчас ситуация усугубляется

Источник: IRN.RU
Цены на жилье могут снизиться больше, чем в 2015-2017 гг. Прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья на 2022 год и последующие годы от IRN.RU - «Аналитика рынка»

События на рынке недвижимости московского региона развиваются по сценарию 2014-2017 гг., когда на фоне обострения геополитической обстановки, санкций, а также макроэкономических катаклизмов столичный метр потерял от 10% до 20% своей стоимости. Однако сейчас ситуация усугубляется ценовым пузырем, надувшимся в 2020-2021 гг., поэтому, если экономика адаптируется к санкциям не так быстро, как хотелось бы, в ближайшие годы квартиры могут подешеветь и на 30%, считают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Нынешний кризис – далеко не первый в современной истории РФ. Военная спецоперация на Украине беспрецедентна, но санкционный шок российская экономика уже переживала – в 2014 г., когда Запад впервые ввел ограничения из-за конфликта вокруг Украины. Конечно, масштаб санкций сейчас намного больше, но и способность к адаптации выше – восемь лет назад Россия столкнулась с санкциями впервые, а сейчас уже все-таки накоплен некоторый опыт преодоления ограничений и ипмортозамещения.

Кроме того, в 2014-м году имели место не только санкции, но и обвал цен на нефть, который привел к двукратной девальвации рубля. А сейчас баррель стоит более $100, что позволило рублю после краткосрочного падения не только быстро отыграть потерянное, но и укрепиться до уровней 2017 г. Так что в целом оба кризиса похожи по свое природе, хотя нынешний и больше по масштабу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, за исключением валютного курса, отечественная экономика вообще и рынок недвижимости в частности реагируют на нынешние события по сценарию восьмилетней давности – как и прогнозировал IRN.RU еще 28 февраля.

Как и в конце 2014 года, московский рынок недвижимости в начале весны 2022 г. прошел через фазу ажиотажа. Ослабление рубля, тестировавшего отметку в 120 руб. за доллар, и резкое удорожание ипотеки в связи с увеличением ключевой ставки до 20% годовых заставили выйти на рынок, во-первых, обладателей рублевых накоплений, спасавших в недвижимости свои сбережения, а во-вторых, ипотечников, спешивших монетизировать одобренные по старым ставкам кредиты. Панические настроения участников рынка привели к ценовому скачку: за март-апрель 2022 г. индекс стоимости жилья, рассчитываемый IRN.RU, увеличился на 7,3% в «старой» Москве, на 2,9% в Новой и на 6,3% в Подмосковье. В некоторых сегментах повышение ценников достигало 10%.

Однако панического спроса хватило ненадолго: уже в конце марта ажиотаж пошел на спад, а в апреле спрос в Москве сократился на 38% по сравнению с мартом и на 34% относительно апреля прошлого года. За МКАД, в Новой Москве и Подмосковье, падение было еще более ощутимым.

В такой ситуации не остается никаких причин для продолжения роста стоимости жилья. Апокалиптические сценарии, спровоцировавшие всплеск спроса и цен после начала спецоперации, не сбылись. Банковская система не рухнула, дальнейшей девальвации рубля не произошло - он даже переукрепился, и теперь финансовые власти ищут способы ослабить отечественную валюту. Как следствие, рынок недвижимости начинает адекватно реагировать на экономическую ситуацию, которая продолжает ухудшаться – закрываются предприятия, падают доходы населения, а инфляция, прежде всего продовольственная, бьет рекорды и «съедает» все большую часть доходов населения.

В результате у людей остается все меньше возможностей копить на жилье – спрос перераспределяется с товаров длительного пользования в пользу товаров первой необходимости. При этом ипотека, несмотря на снижение ключевой ставки, все равно остается более дорогой, нежели в 2020-2021 гг., и вряд ли вернется к тем историческим минимумам в обозримой перспективе. Поэтому запросы продавцов квартир, сформировавшиеся к началу 2022 г. в иной экономической и геополитической реальности, теперь являются оторванными от финансовых возможностей основной массы потенциальных покупателей.

Уже в мае рынок жилья Москвы ушел в небольшой, но ощутимый минус – впервые с начала 2018 г. По данным аналитического центра www.irn.ru, средняя цена метра на вторичном рынке «старой» Москвы сократилась на 0,6%. Новая Москва и Подмосковье, где сосредоточено самое дешевое жилье в московском регионе, пока держатся, но, по всей видимости, скоро присоединятся к «старой» Москве – спрос падает и за МКАД.

В самом лучшем случае – если экономика быстро адаптируется к санкциям или они будут смягчены (что пока выглядит маловероятным), цены на жилье должны откатиться назад к уровням начала 2022 г., то есть потерять те 5-10%, которые прибавили во время панических настроений в марте-апреле 2022 г. При нынешнем укреплении рубля этот прирост уже абсолютно неадекватен.

Однако в 2015-2017 гг. стоимость квадратного метра снизилась на 10-20% (в зависимости от сегмента), хотя курс рубля тогда удержать не удалось. При этом перед кризисом восьмилетней давности не было ценового пузыря – в 2011-2013 гг. стоимость квартир почти не росла. Но за 2020-2021 гг. жилье в московском регионе подорожало в среднем на 50% благодаря слишком низким ставкам по кредитам и депозитам. Поэтому горка, с которой придется катиться ценам, теперь гораздо выше, что хорошо демонстрирует график стоимости квартир в Москве за последние 10 лет. Так что если события будут развиваться по негативному сценарию, стоимость «квадрата» может вернуться к уровням начала 2020 г., то есть падение цен составит до 30%.

Глубина снижения цен на квартиры будет определяться не только экономической ситуацией, но и сегментом рынка, а также характеристиками конкретного объекта. Коррекция стоимости самого доступного жилья экономкласса может ограничиться 10% даже в самом негативном сценарии, а вот дорогой и нередко неадекватно переоцененный бизнес-класс может подешеветь и на 30% - как правило, чем выше цены, тем больше они падают в кризис. Что же касается штучных объектов элитной недвижимости, сроки экспозиции которых могут достигать нескольких лет, то здесь сложно говорить об общих тенденциях – в зависимости от объекта ценообразование может быть очень индивидуальным. Более того, глубина коррекции цен на конкретные квартиры сильно зависит от изначальной цены – неадекватно оцененные лоты, а также неликвид могут требовать дисконта даже более 30%, чтобы найти покупателя.

Все вышесказанное относится в первую очередь к вторичному рынку жилья, который является рынком в полном смысле этого слова – с большим количеством продавцов и покупателей, действующих независимо друг от друга и не имеющих поддержки со стороны государства. При этом на олигопольном столичном рынке новостроек, где 10 компаний строит половину жилья, и который получает щедрую поддержку из бюджета в виде льготной ипотеки, субсидируемых кредитов и т.п., могут иметь место отклонения от рыночных законов. Например, вместо снижения цен на новостройки в условиях перегрева рынка еще в 2021 г. застройщики с большей охотой пустились субсидировать ипотечные ставки. Как показано в статье «Субсидируемая ипотека вытеснила скидки», снижение ипотечной ставки на каждый процентный пункт, например ипотека под 8% годовых вместо 9%, равносильно примерно 5% дисконта от цены квартиры – ежемесячные платежи покупателя при этом будут примерно одинаковыми.

Это означает, что, несмотря на ни что, застройщики могут продолжать повышать цены на новостройки, одновременно увеличивая размер субсидирования ипотечных ставок. Насколько такая стратегия целесообразна – вопрос, конечно, дискуссионный. Здесь и сейчас она, скорее всего, позволяет активизировать продажи путем давления на психику покупателей: растущие цены побуждают быстро принимать решение о покупке, а «вкусная» ставка позволяет подсластить «пилюлю» в виде заоблачной цены. Но в перспективе недостатки этой стратегии очевидны – рынок недвижимости превращается в наркомана, сидящего на «игле» необоснованно низких, нерыночных ипотечных ставок, а в плане цен все больше надувается пузырь, но, как известно, любой пузырь рано или поздно может лопнуть.

В мировой практике давно уже сложилось эмпирическое правило – цена квадратного метра жилья в любой локации должна быть примерно равна среднемесячному доходу людей, проживающей в этой локации. Так вот, средний уровень доходов москвичей находится в пределах 100 тысяч рублей в месяц, а средняя цена «квадрата» уже подобралась к отметке в 300 тысяч рублей. Это, конечно, не означает, что московская недвижимость должна подешеветь втрое. Но подобные оценки позволяют составить представление о степени перегретости московского рынка, а также о потенциальной глубине его падения, если развитие кризисной ситуации пойдет по негативному сценарию и надувавшийся долгие годы пузырь наконец лопнет.
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости