Пока покупателей на рынке меньше, чем продавцов - «Аналитика рынка»
Источник: Квартирные истории
В летние месяцы рынок недвижимости был скорее жив, чем мертв. Сделки шли, но, скажем так, вяло. Участники рынка не понимали, куда качнется маятник цен осенью, поэтому многие выжидали. Одни не продавали, другие не покупали.
Но вот пришла осень – время, когда рынок жилья во все годы оживал. Есть ли какое-то движение в сторону роста в этом году? Этот вопрос я задаю генеральному директору агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» Вячеславу Шеянову.
— Оживление действительно есть. Правда, пока нельзя говорить о большом количестве сделок, но количество эксклюзивных договоров с продавцами увеличилось в три раза.
— Из чего исходят продавцы? Считают, что осенью цены будут выше, и продать квартиру удастся выгоднее?
— Из чего они исходят, этого нам не говорят. Но желание продать у них есть, вот они и ищут возможности.
— Раз договоров стало больше, то большинство идут к риэлторам. Выходит, что сами они не могут продать?
— Не могут. Покупателей на рынке пока мало, и привлечь их без опыта работы на рынке очень сложно. Сделки идут, идут стабильно, но нет еще явного рывка после снижения покупательской активности. Ведь и продавцы и покупатели практически одновременно уходили с рынка. Сейчас продавцы возвращаются.
— А покупатели?
— А покупателей ждем. Думаю, что во второй половине сентября они придут. И октябрь – ноябрь будут жаркими.
— Ряд аналитиков говорят, что квартиры уже 4 месяца дешевеют. Так ли это?
— Дешевеют в рекламе. Потому что покупателей нет. Если предложений больше спроса, то цены идут вниз…. Это закон рынка.
— Но кто-то хорошо написал, что дешевеют квартиры больше даже не в рекламе, а при совершении сделки.
— Да. Давайте разбираться. Большинство объявлений от собственников. А собственники, как правило, всегда хотят получить за свою квартиру больше. Они нередко ставят завышенную цену. Но когда находится реальный покупатель, то они всегда готовы поторговаться. Насколько – это другой вопрос.
— Все готовы идти на уступки в цене?
— Я бы не сказал, что все готовы торговаться. На торг, как правило, идут те, кто осознает, что его цена завышена.
— Многие продавцы ждут осени и…повышения цен. Оправдаются их ожидания?
— Не думаю, что осенью будет существенное повышение цен. Рынок стабилизируется. Было некоторое понижение цен летом, но они скоро придут в норму. Правда, есть покупатели, которые под влиянием статей в СМИ о понижении цен, порой просят уступить аж….2 миллиона рублей.
— Да вы что, неужели и такие попадаются?
— Просят, но никто столько не скидывает. Максимум 200-300 тысяч. До полумиллиона очень и очень редко доходит. И то в том случае, если у продавца обстоятельства, которые не могут, как говорится, ждать.
— А как вы убеждаете продавца, что его цена завышена?
— На основании объективных данных. У нас есть данные о совершенных сделках, о ценах реальных, а не рекламных. Но самое главное, чтобы деньги, которые получит продавец от сделки, позволяли бы ему решить вопросы, которые он перед собой ставит. Очень редко, когда продают квартиру просто так. Всегда стараются решить какие-то проблемы. И не так важна порой бывает цена, главное, чтобы сумма, полученная от продажи недвижимости, позволяла продавцу решить свой жилищный вопрос.
— Когда хозяева квартир приходят к вам и называют СВОЮ цену, то вы их сразу убеждаете, что она завышена или рекламируете по той цене, какую они хотят?
— Очень редко удается убедить сразу человека, что его цена завышена. Хотя мы ему и выдаем обоснованную оценку его объекта недвижимости. Но порой это их не убеждает.
— И как вы тогда поступаете?
— Иногда при заключении договора 2-3 недели даем в рекламу ту цену, которую хочет клиент. Есть такое понятие как уникальный покупатель. Бывают ситуации, когда человеку необходимо приобрести недвижимость именно в этом доме, тогда он готов купить по цене и чуть выше рынка. Но если в течение 2-3 недель мы не найдем такого покупателя, то выставляем квартиру уже по обоснованной нашими специалистами цене. Да и продавец за это время начинает лучше ориентироваться в рынке.
— Но вы же рекламируете по эксклюзивному договору за свой счет?
— Да.
— А как потом это компенсируется?
— Учитывается в комиссии.
— А эти 2-3 недели при завышенной цене рекламные деньги просто сгорают?
— Ну как тут сказать…. Если мы не сумели убедить сразу, то понимание клиента приходит через некоторое время. Мы исходим из того, что человек по-своему всегда прав. Но он, к сожалению, не видит рыночную ситуацию во всей ее полноте. Наша задача – объяснить ему эту ситуацию. И чаще всего клиенты в дальнейшем принимают правильное решение.
— Вячеслав Анатольевич, а что сейчас происходит с ипотекой?
— Банки понизили ставки и сейчас активно ищут ипотечных заемщиков.
— А что это стало проблемой?
— Если со стороны банков никаких проблем нет, то вот с клиентами пока туговато. Лето только закончилось. Люди были в отпусках. Думаю, что к средине сентября все наладится.
— Может быть, только с работой сейчас тоже не все хорошо.
— С одной стороны, ситуация на рынке труда непростая, а с другой стороны, активные люди всегда имеют возможность заработать. Другое дело, насколько эти активные люди сегодня озабочены квартирным вопросом. У них может быть жилищные проблемы давно решены.
— Банки сегодня с охотой идут навстречу людям?
— Да. Они изменяют условия кредитования и стараются активно привлечь людей, но пока это не дает больших результатов. Хотя и сделки с ипотекой активно идут. Их стало намного больше, но пока не на порядок.