Творцы и девелоперы, часть I: об особенностях выбора - «Дайджест» » Новости рынка недвижимости
Творцы и девелоперы, часть I: об особенностях выбора - «Дайджест»
Валерия Мозганова Источник: BFM.ru Выбирая из десятков, если не сотен архитектурных и дизайнерских бюро и в итоге отдавая проект в конкретные творческие руки, девелоперы рынка недвижимости руководствуются целым рядом критериев. И далеко не все они имеют отношение к творчеству Недавно группа

Валерия Мозганова
Источник: BFM.ru
Творцы и девелоперы, часть I: об особенностях выбора - «Дайджест»

Выбирая из десятков, если не сотен архитектурных и дизайнерских бюро и в итоге отдавая проект в конкретные творческие руки, девелоперы рынка недвижимости руководствуются целым рядом критериев. И далеко не все они имеют отношение к творчеству

Недавно группа «Самолет» совместно с Агентством креативных индустрий при столичном департаменте предпринимательства и инновационного развития объявила творческий конкурс на разработку концепций объектов паблик-арта. Конкурс, заявки на который принимаются до 21 июня, проходит в рамках государственной программы развития арт-рынка «Арт фабрика», призванной объединить владельцев бизнеса и представителей арт-индустрии для поиска новых концепций и нестандартных арт-решений. Предполагается, что победившие работы займут место в трех проектах «Самолета»: «Верейская 41», «Остафьево» и «Заречье парк».

Как поясняют в компании, общим направлением конкурсных работ выбрана «новая идентичность». Участники смогут творчески интерпретировать тему русской природы в рамках дизайн-кода каждого квартала и сконструировать новые смыслы и социокультурные коды для общественных пространств. «Наши исследования показывают: девять из десяти москвичей считают, что городу нужны арт-объекты, а более половины покупателей хотели бы видеть паблик-арт в своем ЖК. Поэтому мы решили поддержать конкурс, который позволит создать городскую среду нового поколения и поможет современным художникам вписать свои имена в историю наших кварталов», — отмечает руководитель управления развития продукта и аналитики группы «Самолет» Леон Пряжников.

Взаимоотношения столичных девелоперов с паблик-артом давно вышли за границы простого любопытства со стороны первых и робких экспериментов со стороны вторых. Сегодня это полновесное, полномасштабное, весьма разностороннее сотрудничество: тут можно вспомнить и статую Дон Кихота, ставшую локальной, но крайне популярной достопримечательностью ЖК «Испанские кварталы», и представленные на прошедшей два года назад выставке «Красный сад» работы, которые после закрытия экспозиции должны были переехать в открытые пространства новых жилых комплексов, построенных компанией «Интеко», и скульптуру художника Льва Ефимова «Источник»* из серии «Отражение города» — новый объект современного искусства, открытый в конце апреля этого года на территории квартала жилых небоскребов Headliner, и арт-объект «Жест» Алены Пигаревой*, который украсит территорию ЖК «Любовь и голуби». Это только начало длинного списка, который вскоре дополнят работы участников самолетовского конкурса.

Что же касается самой конкурсной практики отбора, то вообще-то устраивать соревнования между архитекторами, дизайнерами или художниками девелоперов никто не обязывает — это сугубо их личное, но все чаще и чаще принимаемое решение. А стало быть, высококонкурентным с полным правом можно назвать не только сам девелоперский бизнес Москвы, но и его, так сказать, «творческую составляющую».

BFM.ru спросил игроков девелоперского рынка, какими критериями они руководствуются, выбирая из десятков, если не сотен архитекторов и дизайнеров и в итоге отдавая проект в конкретные творческие руки? Готовы ли они пойти на эксперимент и привлечь к работе несомненно интересных, но начинающих художников? И как оценивают перспективы устоявшихся пар «девелопер — архитектор» и «девелопер — дизайнер»?

Есатия Бадри, главный архитектор ГК «Кортрос»:

«Нам важно нестандартное мышление. От архитекторов, бюро, которых мы выбираем, мы ждем новых решений и их развития. При этом, конечно, важен опыт. У нас как у девелопера есть свой: мы видим, что лучше продается, какой запрос у покупателя, какие проектировочные ошибки были допущены на уже реализованных нами проектах. Смотрим, оцениваем, какой опыт у потенциального архитектурного бюро. Важно в конечном итоге получить баланс между квадратными метрами и планировочными решениями квартиры с ее эффективной площадью. Дорогого стоит готовность проектировщиков погружаться, углубляться в наши предложения, цели и задачи и вносить свои замечания и предложения. Следующий пункт, который очень важен для нас, — это открытость к новому: трендам, технологиям и «супервидение» — понимание того, что будет востребовано и актуально через три года, 10 и 50 лет. Мы хотим и готовы совместно с архитекторами и дизайнерами создавать новые шедевры, которые будут оценены следующими поколениями профессионального сообщества и нынешним потребителем. Мы готовы приглашать молодых архитекторов и дизайнеров. Это расширяет горизонты, дает свежее, новое видение и в целом понимание современной молодежи. При этом мы смотрим на то, чтобы у молодых специалистов был опытный наставник-профессионал с большим опытом, багажом знаний. Собственно, связь поколений так и формируется. Что же касается устоявшихся пар, то все зависит от целеполагания времени и компетенции участников. Как со стороны девелопера, так и со стороны архитекторов, дизайнеров очень важно, насколько правильно выстроен процесс взаимной работы. Например, если целью ставить узнаваемость бренда, то лучше работать с одним человеком: у проекта будет свой почерк. Важный момент в подобных коллаборациях — не терять творческую составляющую и не замыкаться на ком-то одном, пусть и очень опытном специалисте. Необходим постоянный сбор идей и концепций для реализации успешных проектов».

Екатерина Тейн, исполнительный директор по маркетингу и продажам девелопера «СЗ «Стадион «Спартак»

«Главное при выборе проекта и архитектора или дизайнера, который будет его реализовывать, — эстетика и опора на практичность и эргономичность. Выбирая архитекторов для проекта «Клубный город на реке Primavera», экопарка Primavera, других проектов на полуострове Покровское-Стрешнево в рамках комплексного развития территории, мы смотрим на портфолио. Идеи должны быть интересными и уникальными, а предложенные нам решения — не отрываться от действительности. Есть примеры, когда архитекторы создают красивую картинку без понимания, как ее можно реализовать с учетом современных материалов, тенденций и за адекватные деньги. Работая над нашими проектами, мы проводим конкурсы, ищем интересные творческие идеи и всегда смотрим на реальность реализации, встречаемся с архитекторами лично. На таких встречах становится понятно, как они видят проект, работу над ним и с помощью чего идею можно реализовать. В такой логике не играет роли возраст архитектора — это может быть и мэтр, и молодой специалист. Общаясь с мэтрами российской архитектуры, я слышала утверждение, что многие архитекторы и дизайнеры, даже имея талант, становятся востребованными и получают премии благодаря коллаборации с девелоперами. Застройщик становится связующим звеном между креативной идеей архитектора или дизайнера и запросом конечного покупателя. У архитекторов и покупателей нередко разные цели: одни хотят создать шедевр, который запомнят на года, другим важны потребительские свойства — эргономичность, комфорт. В России в 1990-е и начале 2000-х годов, особенно в премиальном и элитном сегменте появлялись проекты, которые шли от формы — творчеству архитекторов не было границ, но внутри получались квартиры с множеством углов, трапециевидной формы, с изогнутыми линиями, где было сложно создать уютное и комфортное пространство для жизни. Благодаря девелоперам на рынке появляется все больше эталонных жилых проектов. Архитектура — творческий процесс, поэтому устоявшимся парам архитектор-девелопер сложно существовать в рамках нескольких проектов. Как у девелоперов есть разные площадки и разные запросы, так и архитекторы могут не захотеть работать над проектом, например, не почувствовав локацию».

Мария Башаева, директор по продукту «Аеон девелопмент»:

«Основными критериями при выборе архитектора, на которые мы обращаем внимание, являются его портфолио, качество выполненных работ и опыт в уже реализованных проектах. Нам важно, чтобы подрядчик работал в подходящем для нас стиле, следовал мировым тенденциям. Также нам важно, чтобы он создавал качественный продукт, поэтому оцениваем качество на уже реализованных проектах. Мы рассматриваем и приглашаем молодых, начинающих архитекторов. Однако в таком случае тратим большое количество своих внутренних ресурсов на контроль за молодыми специалистами. А в устоявшихся парах есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что ты всегда знаешь, какой получишь результат, минимизируешь риски. Если говорить о минусах, то в таких парах сложно каждый раз привносить в проект новизну и креативность, что крайне важно для продукта».

Диана Кравченко, руководитель отдела «Благоустройство и озеленение» ГК «А101»:

«Что касается молодых архитекторов, мы не просто готовы, а уже отдаем проекты в их руки. Более того, начинающие команды заслуженно выигрывают наши архитектурные конкурсы: так было на проекте общественного центра в жилом районе «Прокшино». Мы провели конкурс на разработку лучшей архитектурной концепции общественного центра, в состав жюри входили представители не только ГК «А101», но и правительства Москвы, Агентства стратегических инициатив, видные члены архитектурного сообщества, а председателем был главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Победителем стал консорциум молодых бюро IND architects и DO. Команда предложила довольно простые в реализации, но умные решения, благодаря которым у здания будет гибкая структура, в которой легко программировать функции. Например, детские площадки со склонами предусмотрены на участке со сложным ландшафтом, который архитекторы предложили превратить в игровой ландшафт. Умение понимать потребности заказчика — ключевое условие успешности устоявшегося тандема «девелопер-архитектор». Внешний специалист, предлагая концепцию, должен хорошо понимать, как превратить ее в реальный проект, уметь подготовить соответствующую документацию. Кроме того, не лишними будут знания о том, как то или иное решение эксплуатируется на практике, каковы свойства грунтов, износостойкость различных материалов в заданном климате и хотя бы приблизительную стоимость предлагаемых решений. И здесь нужно отметить, что у молодых архитекторов не всегда хватает нужных навыков и опыта реализации проектов и их ввода в эксплуатацию. В результате девелопер может получить решения, которые красиво и современно смотрятся на рендерах, но совершенно нежизнеспособны и весьма затратны в условиях реальной эксплуатации».

По мнению эксперта, для того чтобы молодые архитекторы быстрее набирали портфолио реализованных проектов, необходимо при их профессиональной подготовке сместить акценты на реальные кейсы и обширную производственную практику, а также внедрить в практику проектных организаций систему наставничества.

«Пока ее нет, нужное обучение нередко ложится на плечи девелоперов. К примеру, я посвящаю много времени работе с молодыми архитекторами: мы проговариваем каждое решение, подробно обсуждаем их экономику и свойства материалов, вместе ищем альтернативные варианты. Есть убеждение, что подобные навыки помогут молодым архитекторам быстрее и ярче проявлять свои лучшие качества: хорошее понимание и «чувство» современных трендов, действительно свежий взгляд на городскую среду и умение предложить необычные и эффектные решения», — уверена Диана Кравченко.

Интересно, а считают ли сами архитекторы и дизайнеры, что работают в действительно высококонкурентной среде? Что, по их мнению, помогает сегодня выиграть борьбу за заказчика? И может быть, если девелоперы вправе выбирать творцов, то и в обратном направлении подобный выбор возможен? Об этом стоит поговорить отдельно.

* Есть в распоряжении Business FM


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика