В Новосибирске неожиданно восстановили жилищные права 6 тысяч человек - «Новости регионов»
Источник: Российская газета
Прокуратура Новосибирской области отчиталась о восстановлении жилищных прав свыше шести тысяч человек. Такого крупного успеха ведомству удалось добиться всего за три дня - с 18 по 20 апреля мэрия Новосибирска под давлением прокуратуры подписала разрешения на ввод в эксплуатацию 53 многоэтажек в печально известных микрорайонах Просторный и Плющихинский.
По факту, что интересно, все эти полсотни домов были давно заселены, однако жильцы не могли стать собственниками своего жилья - строительная компания с вводом домов не торопилась, а контролирующие органы (не исключая и строгую прокуратуру) годами закрывали на это глаза.
Все изменилось, когда в конце марта нынешнего года вконец измотанные люди написали и разместили в Сети обращение к президенту и Генеральному прокурору РФ. Они рассказали, что компания "Дискус" не только не сдает, но и не достраивает дома - в Плющихинском несколько многоэтажек "застряли" на стадии котлована, хотя сроки их строительства истекли в 2018-2020 годах. Строят здесь дешевое жилье. И покупатели - люди небогатые. Это многодетные семьи с материнским капиталом, бюджетники и пенсионеры.
Уже спустя несколько дней после этого "крика души" - подпись под обращением поставили несколько сотен человек - глава "Дискуса" Алексей Джулай стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Его обвинили в хищении средств дольщиков как минимум двух многоэтажных домов в Плющихинском. Следователи ходатайствовали перед судом о заключении известного бизнесмена и депутата городского совета под стражу. Однако прокуратура выступила против такой меры пресечения, и в результате суд лишь запретил Алексею Джулаю общаться с потерпевшими и другими фигурантами уголовного дела. Кстати, вторым обвиняемым в мошенничестве стал председатель правления паевых жилищно-строительных кооперативов "Дискус" Олег Басалаев.
"Заметив" классическую схему "недостроя", правоохранительные органы наконец-то обратили внимание и на менее очевидные нарушения строительной компании. Во всяком случае, не такие очевидные, как зияющие котлованы. Александра Новицкая, жительница Просторного, обивала пороги разных инстанций восемь лет. Все это время она и ее соседи жили в не сданных в эксплуатацию домах. Как выяснилось, не сданных, но заселенных домов на двух жилмассивах было более полусотни!
Как утверждает Александра, чиновники прекрасно об этом знали. Но никого это не беспокоило. От нее отмахивались. Тысячи жильцов не были хозяевами своих квартир. Не могли оформить права собственности, не могли привлечь застройщика за недоделки, не могли заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями - то есть, как говорит Александра, "стали крепостными у барина". С обязанностью платить управляющим компаниям, созданным тем же "Дискусом", за коммунальные услуги.
Как рассчитывались и куда утекали эти платежи? Почему застройщик не был заинтересован в передаче квартир покупателям? Почему мэрия предпочитала годами тянуть с разрешениями на эксплуатацию домов и судиться с "Дискусом", обмениваясь с ним многомиллионными исками? Кто ловил рыбку в этой мутной воде?
Кстати, о воде. "Горводоканал" тоже судится и "Дискусом", утверждая, что недополучил от компании миллионы рублей. Тем временем глава "Дискуса" обвиняет всех, кроме себя. В чатах Плющихинского уже появилась подробная инструкция для жильцов. Им рекомендуют в диалоге с прокуратурой или следствием твердо стоять на своем: "Потерпевшим себя не считаю".
Теперь дом Александры будет введен в эксплуатацию. Она намерена с помощью прокуратуры добиться и оформления квартиры в собственность. Это непросто. Она пайщик, а не дольщик, ей нужна справка о выплате пая, а в "Дискусе" слишком своенравным жильцам такие справки получить непросто. Тем более что Александра не готова подписывать сомнительные документы, скрывающие задним числом нарушения "барина".
В завершение - еще вопросы, уже к контролирующим органам. Соблюдение прав граждан при строительстве жилья - приоритетное направление их работы. Мы изо всех сил боремся с недостроями. Как же так получилось, что котлованы в Плющихинском удалось разглядеть только через три - пять лет? А если ввести достроенные дома в эксплуатацию было действительно делом трех дней, то почему и это растянулось на восемь лет?
Может быть, прокуратура даст ответы и на эти вопросы?