Все стороны цвета: как он управляет вашим состоянием - «Дайджест» » Новости рынка недвижимости
Все стороны цвета: как он управляет вашим состоянием - «Дайджест»
Вадим Шихов Источник: N1.RU А вам тоже было не комфортно в школьном кабинете? Цвет стен напрямую имеет к этому отношение Как цвет «включает» разные уровни нервной системы человека и почему нельзя покрасить все в один оттенок и ждать, что люди всегда одинаково будут его воспринимать, за что стоит

Вадим Шихов
Источник: N1.RU
Все стороны цвета: как он управляет вашим состоянием - «Дайджест»

А вам тоже было не комфортно в школьном кабинете? Цвет стен напрямую имеет к этому отношение

Как цвет «включает» разные уровни нервной системы человека и почему нельзя покрасить все в один оттенок и ждать, что люди всегда одинаково будут его воспринимать, за что стоит сказать спасибо Ньютону и Гете и как самому научиться правильно сочетать цвета — разбираем с экспертом то, в чем все путаются и какая палитра лучше всего подходит для небольших квартир.

Антонина Гарасько

ART-директор студии OZ.ATR, художник, член творческих союзов, преподаватель колористики и профессиональной подачи объекта в Международной Школе Дизайна

Цвет возбуждает, цвет расслабляет, цвет злит

Существуют два уровня влияния цвета на человека — безусловный и условный. Безусловный связан с работой симпатической и парасимпатической нервных систем. Первый реагирует на рефлексы «бери и беги», когда человек испытывает стресс, вынужден спасаться. Симпатическую нервную систему включает, например, красный цвет. А парасимпатическая реагирует, когда человеку требуется расслабление — на этот влияет холодный спектр оттенков, например, сине-зеленый.

Эти процессы происходят внутри нас независимо от предпочтений человека. Но с ними все не так однозначно. Не думайте, что если покрасить офис в красный, то сотрудники все время в нем будут чувствовать себя собранными. Человек не может все время находиться в возбужденном состоянии, поэтому симпатическая нервная система в таком пространстве со временем начнет испытывать стресс: красный цвет будет ее только тормозить — так человек начинает сильно утомляться. Также работает и парасимпатика: если покрасить стены в зеленый цвет, он не будет всегда вас расслаблять. Вспомните школу и стандартные кабинеты: если класс попадал на теневую сторону, а пространство было окрашено в зеленый или синий, то в нем было достаточно неприятно находиться весь урок, особенно в зимний период. Это не зависело от предмета или настроения — так реагировала наша физиология на цвет: хотелось поскорее выйти из кабинета.

А еще цвет влияет на нашу центральную нервную систему — это условный уровень. Система воспринимает цвет как информацию, и то, как она ее расшифрует, зависит от субъективных ощущений человека, его эмоций. Поэтому ЦНС реагирует на цвета по-своему в зависимости от жизненного опыта, например, фиолетовый может вам нравится, а может вызывать отвращение.

Развитие колористики: призма Ньютона, мрачный мир Гете, бесценный текстиль Шевреля

Колористика как наука сформировалась вместе с психофизиологией и наукой о цвете в целом. Это очень молодые науки, если их сравнивать вообще с историей существования человека. Но начальная точка развития — открытие физической оптики Исааком Ньютоном в 1672-м году. Он первый смог разложить свет на цветовой спектр и теоретически объяснить этот процесс. Так появилась физика цвета.

А вот психология цвета начала формироваться благодаря Иоганну Гете. Он экспериментировал с разными цветными стеклами: подносил одно близко к глазу и смотрел на окружающий мир сквозь него. Когда Иоганн таким образом изучал красное стекло, то заметил, что зеленый цвет сквозь него блокируется и листья дерева кажутся серыми или даже черными. Но Гете не мог теоретически объяснить этот процесс, поэтому современники его критиковали и не принимали предложенную концепцию. Гете описывал скорее свои ощущения, но для будущих ученых его опыты послужили бесценной теоретической базой.

Психология цвета продолжала развиваться и полностью сформировалась к концу XIX — началу XX века. Именно в это время активно развивалось производство: у одного предприятия разные заводы могли находиться далеко друг от друга, но каждый создаваемый элемент требовалось выкрашивать в одинаковый цвет с соблюдением всех стандартов качества. Для этого и требовались профессионалы-колористы. Только они знали, как правильно смешивать цвета, как каждый из них будет выглядеть на различных поверхностях и материалах. Одна из цветовых теорий в то время была разработана Мишелем Шеврелем, химиком, который работал начальником красильных мастерских. Он лично брал несколько образцов тканей с разными видами плетения и экспериментировал, как один и тот же цвет будет выглядеть на них.

Дополнительные цвета и комплиментарные, контрасты и гармония — это путают все

Сведения о колористике в интернете очень разрозненные и противоречивые. Профессионал по нескольким фразам способен определить, какой источник лучше не читать. А обычный человек может ошибочно принять искаженные знания за действительность — отсюда и ошибки на практике. Поэтому следует очень аккуратно подходить к выбору статей и книг по колористике. Путаница может возникнуть даже на уровне терминов. Как вариант, русские издания по колористике называют дополнительными цветами те, которые складываются в пары и поддерживают друг друга, например, красный и зеленый. А в иностранной литературе такие цвета называют комплементарными. Если этого не знать, то уже на этапе знакомства с теорией может сформироваться ошибочное представление о взаимодействии цветов.

Еще часто путают понятия гармонии цвета и контраста. Контраст — понятия физическое: оно включает в себя то, как разные цвета взаимодействуют между собой. Например, если соединить серый и белый, то последний будет казаться темнее, а если серый положить рядом с черным, последний станет светлее — это и есть контрасты. Гармония цвета — совершенная другая область, она относится не к физике, а к тому, как мы сами воспринимаем цвет. Эти и многие другие теоретические нюансы важны для понимания теории, поэтому изучать теорию цвета лучше всего по проверенным источникам.

Скандинавская палитра, или как все не испортить в маленькой квартире

Колористика не работает по математическим формулам — вроде 2+2=4. Нет законов, которые бы одинаково работали в разных условиях. Но существуют обязательные принципы, которых всегда стоит придерживаться, чтобы не ошибиться:

1. Ответьте в самом начале для себя на вопрос: «Вы хотите видеть жилье, скорее, светлым с темными и средними акцентами или темным с яркими и средними цветовыми акцентами? Это важно — определить цвет для помещения;

2. Выбирайте из двух-трех базовых оттенков, не больше;

3. Вы сведете шанс ошибки подбора цвета к минимуму, если возьмете за основу скандинавскую палитру. Она приближена к оттенкам окружающей среды. Эту натуральную палитру можно дополнять яркими контрастами, черным или белым, что никогда не испортит облик пространства. Плюс скандинавской палитры в том, что она идеально подходит для квартир с небольшой площадью — от 50 до 80 квадратных метров;

4. Если же вы хотите добавить больше цвета в монохромную натуральную палитру, то яркие акценты лучше распределить по зонам. Так, в прихожей можно выделить зону с зеркалом — на него всегда обращают внимание. Не рекомендуется акцентировать цветом шкафы, потому что это движущиеся панели: их лучше тоже сделать монохромными, как стены. В гостиной на фоне монохромной эко-палитры отлично будут смотреться желтые подушки, светильник, торшер или ваза. И этого будет достаточно, чтобы добавить яркость и не нарушить гармонию;

5. Не бывает неправильных сочетаний цветов — только неправильная работа с ними. Не бойтесь экспериментировать: делайте небольшие выкрасы нескольких вариантов на стене, так вы сможете увидеть, как цвета реагируют на дневное/ночное освещение.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

Смотрите также
интересные публикации


      
Аналитика рынка недвижимости


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика